Из сказанного нами видно, что существует два вида цветовых свойств ауры; первый зависит от господствующих мыслей, обычно проявляющихся в умственной жизни данного лица; второй же обуславливается чувством, эмоцией или страстью (если таковые имеются), проявляющимися и господствующими над нами в данный момент.
По мере того, как человек развивается, он все менее и менее поддается преходящим страстям, эмоциям и чувствам, идущим от Инстинктивного Ума, а дремавшие в скрытом состоянии Интеллект и Духовный Ум начинают проявляться все больше и больше. Учитывая это, читатель поймет, как велико должно быть различие ауры неразвитого человека от ауры развитого. Первая представляет собой множество темных, густых, грубых красок, смешанных с цветами преходящих эмоций и страстей. Вторая проявляет цвета более высокого порядка, более светла и чиста, лишь в незначительной степени затемняясь преходящими чувствами, над которыми в основном установлен волевой контроль.
Человек с хорошо развитым интеллектом имеет ауру, пронизанную великолепным золотисто-желтым цветом, указывающим на развитие умственных способностей. Этот цвет особенно заметен в верхней части ауры, окружающей плечи и голову данного человека, между тем как более животные цвета спускаются к нижней части ауры
Когда человеческий Интеллект впитал в себя идею духовности и посвящает себя достижению духовного могущества, его развитию и раскрытию, этот желтый цвет начинает окружаться голубой каймой особенного яркого блестящего оттенка. Этот особенный голубой цвет указывает на то, что мы обычно называем духовностью, но что в действительности является интеллектуальной духовностью, если можно воспользоваться таким несколько парадоксальным термином; говоря другими, столь же неточными словами, можно сказать, что это еще не Духовный Ум, но лишь Интеллект, пропитанный Духовным Умом. Когда такое состояние интеллекта достигает высокой степени развития, сверкающий
Аура, исходящая из Духовного Ума или шестого начала, обладает истинным первично-желтым цветом, который недоступен обычному зрению и не может быть воспроизведен искусственно. Он центрируется вокруг головы духовно просветленного человека и иногда производит особое сияние, видимое даже людям с нераскрывшимся внутренним зрением. Оно особенно заметно в те моменты, когда духовно развитый человек занят серьезным разговором или поучением, лицо его при этом действительно как бы сияет и приобретает особый блеск. Сияние в виде нимба на изображениях великих духовных вождей является не чем иным, как изображением того, что видели их первые последователи и о чем позднее сложились легенды.
В исследованиях, проводившихся в течение года доктором А. Р. Г. Оуэном из Торонто (Канада), 14 психиков, независимо друг от друга, наблюдали ауру одного испытуемого. Их описания отличались большими расхождениями. Ознакомившись с результатами эксперимента, Джеффри Мишлав был поражен схожестью описаний ауры теми психиками, которые наблюдали ее в один и тот же день. Руководитель опытов утверждает, что не было никаких убедительных признаков того, что в разные дни испытуемый находился в различных физических, эмоциональных или интеллектуальных состояниях. Однако у критика создалось впечатление, что доктор Оуэн не пытался выявить тонких эмоциональных изменений в состоянии испытуемого. Еще больше запутывает дело и тот факт, что условия освещенности были различными в разные дни. Более того, некоторые феномены видели ауру с открытыми глазами, тогда как, по крайней мере, один из них видел ее с закрытыми глазами.
Хотя эти эксперименты и не являются единственными в своем роде, не остается сомнений, что аура созрела для дальнейших более тщательных исследований.
Может показаться, что выяснение вопроса об объективности ауры не представляет особого труда. Для этого достаточно было бы сравнить наблюдения ряда независимых психиков. В действительности же проблема гораздо более сложна, и систематических исследований в данной области почти не проводилось.
Джеффри Мишлав считает, что наблюдения должны производиться одновременно несколькими феноменами, поскольку аура может менять свой вид. Кроме того, в подлинно объективном исследовании должны быть устранены любые сенсорные намеки, на основании которых могли бы делаться выводы. Чарльз Тарт дополняет, что человек-мишень в таком исследовании должен находиться за непрозрачным экраном, имеющим очертания его тела с тем, чтобы видимой оставалась лишь собственно аура.
Опытные оккультисты подчеркивают, что психическая аура состоит из точных понятийных образов (ментальное тело) и более расплывчатых эмоциональных окрасок (астральное тело).
Последнее связывается с инстинктивными уровнями фрейдовского бессознательного сексом, агрессивностью, любовью, сублимацией. Это мощные энергии, в значительной степени обуславливающие поведение человека.
А ментальное тело это мир архетипов и символических мыслеформ, который описывается аналитической психологией Карла Густава Юнга. Сам психолог неоднократно заявлял, что хотя мир архетипов существует в глубинах нашего сознания, его все же следует рассматривать как объективную реальность. Это напоминает платоновский мир идей, где последние существовали самостоятельно в качестве видимых мыслеформ.
Известный медиум Айлин Гаррет описывает восприятие мыслеформ следующим образом:
Человек видит линии, цвета, символы. Они движутся, и человек полностью сосредотачивается на них и их движении. Я говорю здесь символы за недостатком лучшего слова. Я часто вижу текущие слоями кривые линии света и цвета, и в этих полосках или лентах движения появляются другие линии с резко заостренными углами, которые образуются, изменяются и пропадают, подобно летящим в различных направлениях наконечникам стрел. И в этом наполненном цветом и формой потоке энергии наконечники стрел укажут вскоре на букву скажем, букву В. Каждая линия, образующая В, будет независимой кривой, и комбинацию их нельзя будет распознать в течение продолжительного времени. Но вот я уловила это; и я держу его как бы взвешенным в своем сознании, продолжая наблюдать развитие и разворачивание процесса. Вскоре в поле концентрации появляется быстро пролетающее Е, а потом, скажем, Р; и вскоре я уже имею собранное из пустоты слово ВЕРА то ли как личное имя, то ли как имя нарицательное, временно безо всякого субъекта или объекта. Является ли оно действительно именем собственным или нарицательным, будет зависеть от контекста и восприятия в целом.
Процесс этот протекает необычайно быстро. Но я достигла восприимчивости внимания и осознания, равной скорости этого потока нематериальных линий, цветов и символов, и благодаря этой восприимчивости, парящей над потоком дифференцированной энергии, я получаю имеющие смысл послания
Анни Безант, преемница Елены Блаватской, и преподобный Чарльз Лидбитер дают следующее описание мыслеформ и ментального тела:
Ментальное тело обладает большой красотой и утонченностью, частицы же его быстро движутся, что придает ему вид живого, переливающегося разными цветами света; и по мере того, как интеллект становится все более высоко развитым и занимается все более чистыми и возвышенными темами, красота эта становится все более лучистой и восхитительной. Каждая мысль дает начало некоторой совокупности согласованных вибраций в материи этого тела, сопровождающихся чудесной игрой цветов, подобной игре красок в брызгах водопада, озаренного солнцем, но многократно превосходящей ее по цветистости и живой нежности. Под влиянием этого импульса от тела отделяется его вибрирующая часть, очертания которой обусловлены природой породивших ее вибраций подобно фигурам, образуемым песком на диске, вибрирующем на какой-либо музыкальной ноте, и которая собирает из окружающей атмосферы материю элементальной эссенции ментального мира, подобную себе по тонкости. Благодаря этому возникает чистая и простая мыслеформа весьма деятельная живая сущность, одушевляемая породившей ее идеей. Если она сделана из тончайших видов материи, то обладает большой энергией и силой; будучи направляема сильной и устойчивой волей, она становится могущественным инструментом
Каждая мысль порождает два следствия излучающуюся вибрацию и подвижную форму. Перед взором же ясновидца мысль предстанет сперва в виде вибрации в ментальном теле
Если мысль или чувство человека непосредственно связаны с каким-то другим лицом, то результирующая мыслеформа движется по направлению к этому человеку и разряжается на его астральное или ментальное тело. Если человек мыслит о самом себе или если его мысли основываются на его чувствах (а таковыми являются большинство мыслей), то мыслеформа рыщет вокруг своего создателя в постоянной готовности на него подействовать, едва лишь он придет в пассивное состояние