Эндокринология научилась определять уровень половых гормонов и детально проследила их влияние на половую дифференцировку организма, особенно в зародышевой фазе развития. Широким фронтом изучается влияние гормонов на психику и поведение, в том числе сексуальное поведение человека и животных.
Нейрофизиология сделала сенсационные открытия относительно половой дифференцировки мозга и локализации центров, управляющих сексуальными реакциями.
Эмбриология выявила стадии и закономерности половой дифференцировки в утробном периоде развития, а эволюционная биология филогенетические закономерности репродуктивного поведения и сексуальности и специфику их проявления у разных видов.
Американский гинеколог Уильям Мастерс с психологом Вирджинией Джонсон осуществили первое лабораторное исследование полового акта.
Сегодня сексология немыслима без участия таких дисциплин, как цитогенетика, молекулярная биология, нейрохимия, психоэндокринология, иммунология, психофизиология, дифференциальная, возрастная и социальная психология. Не менее важны для нее и общественные науки.
Человеческую сексуальность нельзя понять вне общества и культуры. Однако столь же верно и обратное: невозможно понять образ жизни общества, не зная особенностей сексуального поведения составляющих его индивидов и того, как это поведение и сами половые различия осмысливаются и символизируются в культуре. Это признавали даже материалисты. Как писал закоренелый материалист Фридрих Энгельс, согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны производство средств жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой производство самого человека, продолжение рода.
Однако этот второй аспект предполагает исследование не только форм брака и семьи, но и собственно репродуктивного поведения (рождаемость и т. п.), а также регулирующих его социально-культурных норм и стимулов. Налицо, таким образом, двуединая задача: 1) понять, как общественные отношения и культура формируют и видоизменяют взаимоотношения полов, включая их эротические реакции, и 2) выяснить, как сексуальность и конкретные формы ее проявления влияют на развитие общественных отношений и культуры.
Область исследований, которую Игорь Кон условно называет социально-культурной сексологией, возникла в конце XIX века и сначала была делом энтузиастов-дилетантов. Обращение к этой тематике профессиональных этнографов отчасти было связано с влиянием Зигмунда Фрейда и психологической антропологии (иначе теории культуры и личности), поскольку многие положения психоанализа подкреплялись ссылками на этнографические данные (правда, считают критики, часто бездоказательными). Этнографы должны были проверить эти теории на конкретном материале. Да и безотносительно к фрейдизму, можно ли изучать образ жизни
В 1920-30-х годах появляется ряд важных исследований, специально посвященных сексуальному поведению. Это, прежде всего, работы английского этнографа и социолога Бронислава Малиновского и американского антрополога Маргарет Мид. Эта проблематика стала гораздо шире освещаться и в общих этнографических описаниях и трудах по истории религии и культуры. Однако между двумя мировыми войнами исследования по социальной и культурной сексологии все же оставались редкими и разрозненными. Но уже после Второй мировой войны усилиями этнографов наука обогатилась конкретными сведениями об особенностях полового символизма и сексуального поведения многих народов мира. В связи с этим возникла и насущная потребность в более строгом обобщении данных.
В 1949 году американский этнограф Джордж Мердок свел материал о способах социальной регуляции полового поведения у разных народов в единые таблицы. 2 года спустя К. Форд и Ф. Бич количественно обобщили информацию о сексуальном поведении примерно в 200 обществах. Еще через 4 года Маргарет Мид в своей книге Мужчина и женщина дала сравнительный анализ взаимоотношений полов и их сексуального поведения в 7 различных обществах. А Американская антропологическая ассоциация посвятила сексуальному поведению ряд крупных междисциплинарных симпозиумов.
Собрав и закодировав наличную этнографическую информацию о различных аспектах жизни 186 обществ, представляющих все регионы земного шара и разные типы социальной организации (кроме современных индустриальных обществ), ученые получили возможность ее количественной интерпретации. Статистическому обследованию подверглись:
Игорь Кон считает, что исследования этого типа имеют свои методологические слабости. Поэтому у столь авторитетного специалиста по сексологии не могли не возникнуть вопросы:
Тем не менее, отмечает исследователь, они дают чрезвычайно ценную информацию общего порядка, сравнительный анализ которой, наряду с углубленным монографическим исследованием конкретных культур, помогает понять вариативность и историко-эволюционные закономерности человеческой сексуальности.
Не отстают от этнографов и социологи. Социология брака и семьи, в рамках которой традиционно изучалось сексуальное поведение, одна из самых продуктивных отраслей современной социологии. Собственно, после Альфреда Кинзи, сексуальное поведение стало постоянным предметом социологических исследований. Не без влияния феминистского движения, выделилась в особое направление социология половых ролей, изучающая закономерности полового разделения труда, сдвиги в общественном положении и характере деятельности мужчин и женщин и связанных с этим социально-психологических стереотипах. С 1975 года в США выходит специальный междисциплинарный журнал Sex Roles (Половые роли).
Социологические и демографические исследования позволяют проследить общие тенденции развития от поколения к поколению и на протяжении длительных исторических периодов. Они дают конкретную информацию о стиле брачно-семейной жизни в разных социальных средах, динамике сексуального поведения и соответствующих нормативных установок. Без такой информации педагоги и врачи обречены работать вслепую, а их деятельность зачастую дает результат, противоположный желаемому.
Однако систематические социологические исследования появились сравнительно недавно. А для понимания долгосрочных исторических тенденций нужны солидные исторические исследования. До начала 1970-х годов история сексуальности и половой любви была представлена главным образом популярными книгами общего характера. Надо полагать, положение изменилось, когда этим занялись профессиональные историки. Их исследования, тесно связанные с историей семьи и брака, охватывают широкий спектр стран и периодов от классической античности и Древнего Китая до современности. Исключительно ценную информацию дает историческая демография, прослеживающая вариации рождаемости и динамику внебрачных рождений в разные исторические периоды, например, многочисленные труды английского ученого Питера Ласлетта. Заново стала изучаться история эротического искусства и литературы. Появились первые серьезные обобщающие работы по истории девиантных (отклоняющихся от нормы) форм сексуальности и множество специальных исследований на эти темы. В связи с возникновением в 60-х годах междисциплинарной истории детства стала интенсивно изучаться также история половой социализации и сексуального просвещения.
Рядом с историей идут литературоведение и фольклористика. Так, в трудах выдающегося советского фольклориста В. Я. Проппа прослеживаются взаимосвязь мотивов рождения и смерти, значение некоторых сексуальных символов в народном творчестве и т. п. М. М. Бахтин в своем классическом труде о Франсуа Рабле исследовал, наряду со многими другими вопросами, эволюцию образов телесного низа и норм речевой непристойности в средние века и в эпоху Возрождения и т. п.
Короче говоря, нет ни одной отрасли общественных и гуманитарных наук, которая не изучала бы определенные аспекты человеческой сексуальности. Однако, как и в биологических науках, трудностей здесь более, чем предостаточно.