Прошло столетие, а воз и ныне там. Поколение за поколением уходит в мир иной, так и не воспользовавшись знаниями этих двух гениальных ученых. И подавляющее большинство из нас, ныне живущих на планете Земля, ни сном, ни духом не ведает о сути этих открытий. Хотя все, от мала до велика, слыхивали хоть раз в жизни названия сих теорий, да и имена их авторов. Но, как ни странно, судьбы этих открытий диаметрально противоположны!
Теория относительности официально принята и изучается даже в школе, хотя мало кто в ней что смыслит. Теория психоанализа обществом почему-то игнорируется, и в школе ее не проходят, зато мы, сами того не ведая, следуем ей чуть ли не каждую секунду своей жизни, подтверждая ее состоятельность на практике. Что-то здесь не то! Теория относительности выходит за рамки нашего сегодняшнего разговора, и случай вернуться к ней обязательно подвернется. Мне есть что поведать читателю на сей счет. Сейчас же речь не о физиках, а о лириках. К их числу по праву можно отнести и Зигмунда Фрейда.
Величайший невропатолог, психиатр, психолог и психоаналитик всех времен и народов осуществил подлинную революцию в знаниях человечества, изучив глубины нашего я. Воздействие его работ вышло далеко за рамки психологии, биологии и медицины и распространилось на все области современной культуры.
Его психоанализ считается самой влиятельной сексологической теорией первой половины ХХ века. Однако необходимо помнить, что психоанализ как философская и психологическая теория и как метод лечения неврозов значительно шире сексологической проблематики. И этого, разумеется, я касаться не буду, поскольку оно выходит за рамки нашей темы.
В отличие от большинства своих предшественников, Зигмунд Фрейд рассматривает сексуальность не как частный, локальный, аспект человеческой жизни, а как ее основу и стержень.
В частности, он считает секс основой мотивации человека.
Мотив, дает определение Ж. Годфруа это соображение, по которому субъект должен действовать. Мотивация это совокупность факторов, определяющих поведение человека. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют и оправдывают.
Основатель психоанализа, показывая влияние сексуальности на всю нашу жизнь, основополагающую роль в этом отводит половому влечению, которое он называет либидо. Либидо источник всей психической энергии индивида. Либидо, говорит он, это термин, заимствованный из теории аффективности. Мы с его помощью обозначаем энергию (рассматриваемую как количественная, но пока что не поддающаяся измерению величина) стремлений, относящихся к тому, что мы объединяем словом любовь. Ядро любви в нашем понимании, естественно, слагается из того, что обычно называется любовью и воспето поэтами, то есть половой любви, завершением которой является половой союз. Но мы не отделяем от него другие разновидности любви, такие как любовь к себе, любовь к родителям и детям, дружба, человеческая любовь в целом, так же как не отделяем привязанности к конкретным предметам и абстрактным идеям. Все они суть проявления одних и тех же инстинктивных импульсов. В отношениях между полами они пробивают себе путь к сексуальному союзу, а в других случаях отвлекаются от этой цели или не могут достичь ее. Тем не менее, первоначальную либидозную природу этих чувств всегда можно распознать по жажде близости и самопожертвования.
Согласно его теории, существует два исходных инстинкта жизни (эрос) и смерти (танатос). Либидо как энергия эротическая противостоит разрушительным силам влечений к смерти. В своем Кратком курсе психоанализа исследователь указывает, что источником либидо является живое функционирующее тело как энергетический центр. Либидо реализуется, если находит свой объект. Мы видим тогда, как либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, т. е. частичному временному потуханию либидо Будучи отнятым от объектов, либидо остается витающим в состоянии напряжения и, наконец, возвращается к Я.
Однако энергия либидо может трансформироваться. Если сексуальные желания, проходя через сознание, отвергаются им, то они вытесняются и трансформируются в различные неврозы (Зигмунд Фрейд считает секс главной, если не единственной причиной всех разновидностей неврозов и нервных расстройств), либо сублимируются, то есть энергия либидо используется в другой области деятельности, например, творческой.
Слово сублимация происходит от латинского sublimo высоко поднимаю, возношу и позднелатинских: sublimatio возвышение, вознесение, sublimare возносить и sublimatus поднятый кверху, вознесенный. Сегодня термин этот применяется как в физике и химии, так и в психологии. В первом случае он означает переход вещества при нагревании из твердого (кристаллического) состояния непосредственно (без плавления) в газообразное, минуя стадию жидкости. Этот процесс еще называют возгонкой. Кстати, обратный переход называют десублимацией или более знакомым для нас словом конденсацией.
В психологию это понятие ввел Зигмунд Фрейд в 1900 году. В разработанной им концепции психоанализа сублимация рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению. Психологи заумно называют его психическим процессом преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества.
Сублимация это, попросту говоря, превращение сексуальной энергии в творческую.
Такая расширительная трактовка полового влечения навлекла на автора психоанализа обвинения в пансексуализме. [Пан (от греческого pan все) приставка, обозначающая: охватывающий все, в целом. Соответствует русскому все . Например: пантеизм, панпсихизм. Прим. авт.] Однако, он отнюдь не сводит сексуальные переживания к генитальным: В первую очередь сексуальность отделяется от своей слишком тесной связи с гениталиями и рассматривается как более общая телесная функция, имеющая своей целью удовольствие и только опосредованно служащая целям воспроизводства.
Опираясь на данные клиники, психоаналитик утверждает, что у человека имеется не одна, а несколько эрогенных зон, раздражение которых вызывает эротические ощущения, причем значение этих зон с возрастом меняется. В соответствии с этим он выделяет несколько фаз психосексуального развития.
Первая фаза, оральная, охватывает 1-й год жизни, когда основным органом удовольствия для младенца является рот сосание, затем кусание.
Вторая фаза, анальная (от 1 до 3 лет), характеризуется повышенным интересом ребенка к дефекации [дефекация (от латинского defaecatio очищение) испражнение, физиологический акт очищения кишечника, удаление каловых масс, прим. авт.]; контролируя этот процесс, ребенок получает чувственное удовольствие и одновременно вырабатывает навыки самоконтроля.
Третья фаза, фаллическая (от 3 до 5 лет), характеризуется усилением интереса к гениталиям, что выражается, в частности, в мастурбации. Главным символом этого возраста является половой член, фаллос, а основной психологической задачей адекватная половая идентификация. Мальчик, преодолевая бессознательное влечение к матери (Эдипов комплекс), идентифицируется с отцом, а девочка, преодолевая влечение к отцу (комплекс Электры) и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена, идентифицируется с матерью.
Четвертая фаза, латентная [латентный (от латинского latens (latentis) скрытый, невидимый) скрытый, внешне не проявляющийся. Латентный период скрытый период физиологической реакции, прим. авт.], продолжающаяся до начала полового созревания, характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и интересов. Либидо как бы дремлет, уступая место формированию сознательного Я и предметных интересов ребенка.
Пятая фаза, генитальная, начинается с половым созреванием, когда либидо ищет и находит удовлетворение на путях половой близости. Если этому что-то мешает, то происходит как бы возврат, регресс к пройденным фазам развития.
В психологической регрессии или фиксации на пройденных этапах родоначальник психоанализа предлагал искать ключ к пониманию отклоняющихся от нормы (девиантных) форм сексуальности. Поэтому главным и единственным средством лечения сексуальных отклонений может быть психоанализ, то есть выяснение психической травмы, задержавшей или исказившей нормальное психосексуальное развитие индивида, и преодоление психологических последствий этой травмы путем осознания ее причин.
Однако предложенный Зигмундом Фрейдом подход к сексуальности концентрировал внимание не только на особенностях индивидуального развития. Не ограничиваясь изучением психики отдельно взятого человека, он стремится выявить связь индивидуального сексуального поведения с культурными нормами, вскрыть корни сексуального символизма, истоки и сущность важнейших сексуальных табу и запретов, например, запрещения инцеста (кровосмешения) или охраны девственности. Исследователь подчеркивает, что некоторые типичные формы сексопатологии, например, психическая импотенция, имеют в действительности социальные причины. Свою сексологическую теорию он иллюстрирует не только данными клиники, но и материалами истории, этнографии, изучения биографий и творчества великих людей (Микеланджело, Леонардо да Винчи, Иоганна Гете и других).