Однако Игорь Кон считает, что свести социальные взаимоотношения полов к одной-единственной системе детерминант, будь то биосоциальные константы, как полагали Толкотт Парсонс и Роберт Бейлс, или угнетение женщин мужчинами, как утверждают феминистки, явно невозможно. Недаром Фридрих Энгельс, рассматривавший половое разделение труда как
В отличие от остальных приматов, у нас половое разделение труда распространяется не только на уход за детьми и защиту от врагов (первая функция у всех приматов является главным образом женской, а вторая преимущественно мужской), но и на добывание и приготовление пищи и других средств существования. Этнографы объясняют эти различия, с одной стороны, большой физической силой и энергией мужчины, а с другой несовместимостью некоторых видов трудовой деятельности с уходом за детьми. Кроме того, указывают на внутреннюю взаимосвязь некоторых видов деятельности (например, мужчины занимаются рыболовством, поэтому они же делают веревки и сети).
Практически во всех человеческих обществах существует культ мужской сексуальности. Мужские божества и герои наделяются не только внушительными гениталиями, но и исключительными детородными способностями. Индийский бог Кришна имел 16 108 жен, каждая из которых родила ему по 10 сыновей и по 1 дочери. Один из персонажей Тысячи и одной ночи овладел 40 женщинами, каждою по 30 раз.
В обществах, прославляющих сексуальную сдержанность, подобных подвигов, разумеется, нет, зато ярко описываются трудности умерщвления плоти и связанные с этим соблазны. Женская сексуальность описывается в целом гораздо сдержаннее. В антисексуальных и антифеминистских культурах, например, в средневековом христианстве, существуют два главных женских образа. Положительный наделяется чистотой, понимаемой как асексуальность, равнодушие и даже отвращение к половой жизни, а отрицательный отождествляется с гипертрофированным, агрессивным сексом, похотью и соблазном.
Мифологическое сознание не могло не задаваться и вопросом о специфике мужской и женской сексуальности. В древнеиндийской и древнегреческой мифологии есть схожий миф о мужчине, который, по воле богов, дважды менял пол. В индийском варианте это могущественный царь Бхангасвана, в греческом это предсказатель Тирезий. Оценивая свои сексуальные переживания в обеих ипостасях, оба превращенца отдают предпочтение женской. По словам Тирезия, прекрасная половина наслаждается любовью в 9 раз больше, чем сильная. Это, естественно, отражает мужскую точку зрения.
Религиозно-философский половой символизм оперирует глобальными, космическими образами, претендующими на вневременное и внепространственное бытие. Половые стереотипы же обыденного сознания гораздо конкретнее, в них яснее прослеживается связь с общественными реалиями. Однако и здесь существует явная ассиметрия в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное, культурное начало, а женщина как пассивная, природная сила. Мужчины воспринимаются и оцениваются, главным образом, по своему общественному положению, роду занятий, социальным достижениям, а женщины в системе семейно-родственных отношений как матери, жены и сестры. В описаниях слабой половины человечества подчеркиваются такие черты, как плодовитость, сексуальность, материнство, свойства темперамента, характера и внешности. Кроме того, как персонификация природного начала, женщина часто изображается нарушительницей общественного порядка, воплощением беспорядочности и хаоса.
Свойства, приписываемые женщинам или мужчинам, зависят от их конкретной общественной роли. Но теснее всего такие стереотипы связаны с семейно-родственными отношениями: относится ли данное лицо к категории матерей (отцов), жен (мужей) или дочерей (сыновей). Запрет инцеста (кровосмешения) делает совмещение этих ролей невозможным.
В обществах, где происхождение определяется по отцовской линии (так называемая патрилинейность), а в известной степени и в остальных обществах, разные категории мужчин и женщин воспринимают и оценивают друг друга по-разному, в зависимости от отношений родства. С одной стороны, мужчина видит в женщине сексуальный объект, жену. Поскольку жена происходит из чужого рода или общины, ей приписывается, в лучшем случае, сомнительная верность, а то и прямая враждебность. Женщины описываются как чуждые, опасные существа, нередко даже как колдуньи. Например, папуасы энга на Новой Гвинее прямо говорят, что они женятся на своих врагах, жена из чужого рода всегда остается чужим человеком, носителем угрозы. Мальчиков энга с детства учат избегать общества женщин, бояться половых контактов и т. п. Вместе с тем, мужчина видит в женщине мать, сестру или дочь. Не будучи сексуальными объектами, они представляются дружественными, своими, близкими. Сводный, усредненный стереотип женщины будет производным от обеих этих ролевых систем и поэтому неизбежно противоречивым.
Еще сложнее обстоит дело у женщин. Они также категоризируют мужчин по принципу возможности сексуальных отношений с ними. Мужчины, с которыми она может иметь половую связь, ее реальные или потенциальные мужья выступают в ее глазах как опасная, чуждая сила, которой нужно хитро управлять, используя свои права в приготовлении и распределении пищи, а иногда и свои сексуальные возможности. Напротив, мужчины, с которыми совокупление невозможно, сыновья, отец, братья мыслятся как дружественное начало, возможные источники поддержки и помощи.
Как видим, сексуальный принцип классификации мужчин женщинами не совпадает с категоризацией по принципу
С точки зрения социологии, сексуальное поведение лишь определенный аспект общественного поведения. Однако сексуальность обладает известным отличием от прочих полоролевых свойств. В ней резче всего проявляются черты половой двойственности, не зависящие от изменений культуры. Кроме того, сексуальные свойства, соматические или поведенческие, важнейшие и универсальные знаки половой принадлежности, как на уровне культуры, так и на уровне обыденного сознания.
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть символической культуры человечества. В сексуальных свойствах и символах половые различия выступают наиболее отчетливо. Не говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, которые представлены в самых разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символах. Так, в шумерских текстах для обозначения мужчины и женщины использовали упрощенные изображения соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором гениталии совмещались. Крест во многих
Мужские гениталии, особенно половой член, чаще всего, символизируют силу, могущество, власть, общее одухотворяющее, но не обязательно детородное, начало.
Лобсанг Рампа: Когда-то, давным-давно, люди решили заселить Землю как можно скорее. Это произошло потому, что священники считали, что чем больше у них будет подданных, тем могущественнее их власть. Поэтому они издали Божественный Указ, который предписывал людям усиленно размножаться. В каждой семье появилось много детей, и это усилило отдельные племена, потому что чем больше численность племени, тем оно становится могущественнее. Итак, руководствуясь Божественным Повелением жрецов, воины больших племен начали захватывать в плен представителей малых, убивать мужчин, а женщин использовать для увеличения численности своего племени.
Вскоре мужской половой орган и его изображения стали объектами поклонения. Подобно своим животным предкам, древний человек наделял эрегированный фаллос особой охранительной и отпугивающей силой. Почти у всех народов был широко распространен фаллический культ. Фалл (древнеиндийское линга) это эрегированный половой член, рассматриваемый как религиозный символ.
Линга (знак пола) в древнеиндийской традиции воплощение божественной производящей силы. Этот знак одновременно обозначает Шиву и является фаллическим символом. Наибольшего значения почитание линга, как символа Шивы, приобрело в шиваизме, где он сочетается с культом йони женского символа супруги Шивы Парвати. Древнеиндийское слово йони, которое буквально переводится как источник, в литературе иногда используется в качестве обобщенного названия женских гениталий (наряду со словом cunnus). Объектом поклонения, чаще всего, является изображение линга в виде каменного столба, поднимающегося из своего основания йони.