Однако один и тот же обряд может иметь неодинаковое значение на разных стадиях общественного развития и в разных социальных контекстах. Та же ритуальная дефлорация невесты может быть и средством помощи жениху, спасения его от грозящей опасности, и сексуальной привилегией мужского братства, к которому принадлежит жених. Пережиток подобных явлений имеется в русских народных обычаях. Перед свадьбой все товарищи жениха посещают и целуют его невесту. Или другой древний славянский обычай: перед свадьбой молодая остается в бане наедине с колдуном, который должен ее тщательно вымыть.
В XVII-XVIII веках ослабевает, а затем и вовсе отменяется ответственность мужчины за соблазнение девственницы (хотя в Средние века это довольно строго наказывалось).
Хотя официальная религиозная мораль всячески пеклась о сохранении девственности, русские народные обычаи были отнюдь не так строги (как мы уже могли убедиться на примере скаканий и яровухи). Впрочем, народное отношение к девственности было неоднозначным. С одной стороны, ее высоко ценят. В русской свадебной обрядности был широко распространен обычай посада. Невеста должна сесть на особое священное место, но не смеет сделать этого, если она уже потеряла целомудрие. Интересно, что такое же требование сохранения девственности предъявлялось и к парню. Если в брачную ночь невеста оказывалась нецеломудренной, то ей надевали на шею хомут (в некоторых регионах ее родителям или свахе). Символизируя женские гениталии, он как бы относил согрешившую к миру животных, не знающих культурных запретов. (Помните сказанное выше о сексуальных запретах как водоразделе между культурой и природой?)
Однако в Поморье, с другой стороны, по сведениям конца XIX начала ХХ века, на добрачные половые связи молодежи родители и село смотрели сквозь пальцы. Случаи публичного оповещения о нечестности молодухи на следующий день после свадьбы были редки. Более того, даже на Поморском и Зимнем берегах, находившихся под сильным влиянием старообрядчества, довольно часты были сколотные (добрачные) дети, причем и они в редких случаях являлись препятствием к браку.
Как соотносятся тут региональные и исторические корни вопрос особый, но то, что древние крестьянские обычаи стали в Новое время проблематичными: их начали отрицать, осуждать или стыдиться, свидетельство не либерализации, а ужесточения половой морали, уверен Игорь Кон.
Принятые у разных народов нормы сексуального поведения, включая его эротический код и технику, не могут быть поняты из самих себя или общих закономерностей репродуктивного поведения. Они всегда соотносятся со свойствами культуры и конкретного образа жизни. У всех народов мира существуют многочисленные хозяйственные и сезонные запреты, связанные с определенными фазами общественной жизни племени или индивидуального жизненного цикла. Таковы, например, охотничьи табу, запрещавшие половые сношения в период подготовки и проведения охоты, известные у многих народов Америки, Азии, Африки, Европы и Океании. Подобные же запреты существовали и в связи с другими видами общественной деятельности скотоводством, земледелием, ремеслом, путешествиями, войной и т. п. На первый взгляд кажется, что все это следствие осознания реального биологического факта: сексуальная активность ослабляет мужчину в ситуациях, требующих максимального напряжения физических или духовных сил, что вынуждает его к временному воздержанию. Однако вопрос, оказывается, куда сложнее.
Обратимся, например, к так называемым репродуктивным табу, регулирующим отношения полов и поведение женщин в период менструаций, беременности и после родов. Запреты эти, сочетающиеся с ограничениями социальной активности женщин, весьма распространены. По подсчетам супругов К. и Дж. Пейдж, 63 % обследованных ими обществ запрещают половые сношения в период беременности, 73 % в период менструаций, 93 % в послеродовой период. Поскольку такие запреты, иногда весьма длительные, адресованы мужчинам и мотивируются опасностью их сексуального осквернения, загрязнения, их обычно считают антифеминистскими. Но если вдуматься, эти табу, особенно послеродовые, охраняют здоровье женщины и ребенка. В пещерных условиях первобытного общества кормление ребенка грудью продолжалось очень долго до 3-х лет, а то и дольше. Новая беременность в это время социально нежелательна. Бушмены даже практикуют инфантицид, [инфант(а) (испанские: infante, infanta от латинских: infans (infantis) дитя, ребенок, юный) титул принцев и принцесс в Испании и Португалии, прим. авт.] убивая новорожденного, если предыдущий ребенок не начал ходить. Табуирование женщины, в каких бы терминах оно ни формулировалось, объективно служит средством регулирования рождаемости и сохранения потомства. Общество стремится с помощью запретов восполнить утраченные человеком сезонные биологические регуляторы (эструс и т. п.) сексуальной активности не по эротическим, а по репродуктивным мотивам. Что касается мотива осквернения, то запрет обращен к мужчинам, лукавство, одним словом.
Как и в других случаях, культурно-символические, естественно-биологические и социально-экономические аспекты здесь тесно переплетаются. К примеру, мужчинам частенько запрещается не только иметь с менструирующей женщиной половую связь, но и есть приготовленную ею пищу и даже находиться с нею в одном помещении и т. п. Д. Д. Фрэзер объясняет религиозные запреты контактов с женщиной во время менструации, прежде всего, страхом первобытного человека перед всяким пролитием крови. Но имеется и натуралистическое объяснение этих табу. Почему половой акт и вообще телесный контакт с менструирующей женщиной подрывает шансы мужчин на удачу в охоте? Как известно, самые строгие запреты такого рода существуют у племен, живущих преимущественно охотой и собирательством. А запах крови, оказывается, отпугивает травоядных животных, на которых чаще всего охотятся люди, и, наоборот, привлекает хищников. Кроме того, существует и мнение, что женские запахи, связанные с вагинальными выделениями, менструацией и молокоотделением, значительно устойчивее, чем запахи мужского тела. Так что, возможно, именно этим, а не разницей в физической силе, объясняется исключение женщин из охотничьей деятельности. Но все же некоторые исследователи не исключают и того, что менструальные обычаи, как и большинство репродуктивных табу, могли быть средствами женской самозащиты, позволяя женщинам в определенные периоды уклоняться от выполнения тех или иных обязанностей, например, приготовления пищи.
Поскольку сперма наделялась магическими свойствами, первобытное сознание весьма чувствительно было к ее возможной потере. Это мотивируется, с одной стороны, страхом утраты жизненной силы, а с другой боязнью колдовства: если в семени содержится весь человек, то враг, овладевший им, может заколдовать мужчину. Этим объясняется распространенность табуирования мастурбации.
Особенно суровы запреты на сей счет в иудаизме. Общеизвестна библейская история об Онане, умерщвленном богом за то, что он изливал семя свое на землю. Хотя преступление Онана заключалось не в растрате семени, а в том, что он ослушался бога, не женившись на вдове своего брата, слово онанизм стало синонимом самостимуляции. В то время Иуда отошел от братьев своих, и поселился близ одного одолламитянина, которому имя Хира.
И увидел там Иуда дочь одного хананеянина, которому имя Шуя; и взял ее, и вошел к ней.
Она зачала, и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.
И зачала опять, и родила сына; и нарекла ему имя: Онан.
И еще родила сына, и нарекла ему имя: Шела
И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
И сказал Иуда Онану: Войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
Онан знал, что семя будет не ему; и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.
Зло было пред очами господа то, чтo он делал; и он умертвил и его.
И сказал Иуда Фамари, невестке своей: Живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой Не умер бы и он, подобно братьям его.
Фамарь пошла, и стала жить в доме отца своего.
Как видим, Онан хоть и был первым онанистом, но к сути нынешнего онанизма этот библейский герой никакого отношения не имеет. О чем, разумеется, большинство из нас и не догадывается. Но миф этот настолько глубоко и крепко укоренился в нашем лексиконе и сознании, что, думаю, выполоть его не удастся и до скончания века.
На этом на истории строптивого Онана, ослушавшегося отца, и так несправедливо погибшего, можно было бы и поставить точку. Но она мне показалась незаконченной, хоть герой наш и приказал долго жить. Это конец серии, но никак не конец сериала. Действующие лица, окружавшие Онана, остались на сцене. И коллизии в их судьбе могут внести некоторую ясность в онанову историю, она ведь осталась незавершенной: ожидающая вдова, подрастающий младший брат, своенравный свекор и отец. Продолжая читать это место в Библии, я оторваться не мог до конца главы. И, конечно же, поворотов событий и предположить не мог. А они занятны, и, на мой взгляд, могли бы быть яркой литературной иллюстрацией к нашей бесконечной пьесе Сексуальная история человечества.
По крайней мере, я не смог себя удержать, чтобы не продолжить знакомить вас с начатым сюжетом. Не законченное совокупление да и только! Покажите мне кобеля, который от этого был бы на седьмом небе? То уже мистический секс. Тоже, правда, реальность, но это уже из другой оперы. Об этом речь еще впереди. А пока секс реальный, изменяющий судьбы библейских персонажей. Моего терпеливого читателя прошу быть снисходительным, и громадную ниже приведенную цитату считать лирическим отступлением. В конце концов, автор имеет право на оное? Да и приведется ли вам когда-то дочитать христианское Священное писание до этого места! По крайней мере, у моих знакомых знания об Онане и его родственниках, не говоря уже об окончании истории, связанной с человеком, чье имя стало нарицательным и одним из самых распространенных, мягко выражусь, оставляют желать лучшего. Ну что ж, кто на что учился: подобные бреши задраивать мне не привыкать. На этот раз с помощью христианской классики. На то она и пример для подражания: лучше не скажешь, и ничего не попишешь.