В отличие от высших тел человека, эфирное тело (за исключением определенных обстоятельств, имеющих место в связи с Посвящением) обычно не оставляет грубое тело вплоть до момента смерти последнего. В этом случае химические силы плотного тела остаются без контроля со стороны развивающейся жизни. Они способствуют возвращению материи в ее начальное состояние путем разложения с тем, чтобы она затем могла быть использована для построения новых форм на фабрике природы. Таким образом, разложение обусловлено деятельностью планетарных сил в химическом эфире.
В определенных случаях эфирное тело частично покидает плотное тело Когда применяется наркоз, наряду с высшими телами частично удаляется и эфирное; если же доза наркоза превышается и эфирное тело отделяется от плотного полностью, то наступает смерть. Частичное отделение эфирного тела может наблюдаться и в случае материализаций, демонстрируемых некоторыми медиумами. В отличие от обычных мужчин и женщин, у которых на настоящей стадии эволюции плотное тело и эфирное тело прочно связаны, эфирное и плотное тело медиума соединены свободно. Если медиум позволяет сущностям из Мира Желаний воспользоваться своим эфирным телом для их материализаций, то оно начинает как бы сочиться из него через селезенку ворота эфирного тела. Если жизненные силы не возвращаются обратно в тело, медиум ощущает сильное истощение; для нейтрализации этого эффекта некоторые из них прибегают к стимуляторам и со временем становятся горькими пьяницами.
Окружающая нас в виде бесцветного флюида жизненная сила солнца поглощается эфирным телом через эфирный двойник, претерпевая при этом любопытное изменение цвета. Обретая
Здоровое эфирное тело отличается избытком жизненной силы, которая, проходя через плотное тело, излучается затем во всех направлениях, подобно радиусам, исходящим из центра круга; однако в случае плохого здоровья эфирное тело истощается и оказывается неспособным черпать для себя такое же количество силы. При этом исходящие из тела линии жизненного флюида сморщиваются и сгибаются, свидетельствуя о недостаточности стоящей за ними силы
В том случае, когда ампутируется какой-либо член плотного тела, отделенную часть сопровождает лишь планетарный эфир. Разделяясь после смерти, эфирное и плотное тело разлагаются одновременно. То же происходит и с эфирным двойником ампутированного члена. Двойник будет постепенно разлагаться, подобно отделенному члену, но поскольку эфирным членом человек при этом все еще обладает, он может явственно ощутить, скажем, свою ампутированную руку и даже страдать от боли в ней. При этом связь с захороненным органом не зависит от расстояния. Описан случай, когда человек ощущал сильную боль в ампутированной ноге, как если бы в ее несуществующую плоть был вбит гвоздь. В конце концов, ампутированная нога была эксгумирована, и тут выяснилось, что при заколачивании ящика, в котором она была захоронена, в нее действительно вошел гвоздь. Гвоздь был удален, и боль тут же прекратилась.
Когда Джеффри Мишлав прочитал эту историю, то поначалу решил, что Макс Хейндель почерпнул ее из расхожих оккультных сплетен. Позже, однако, парапсихолог столкнулся и с научным описанием данного случая.
Как правило, люди жалуются на боль в ампутированном органе от двух до трех лет. Затем боль прекращается. Это происходит в результате того, что в неотделенном эфирном члене все еще остается болезнь; но по мере того, как ампутированная часть разлагается, разлагается и ее эфирный двойник, и боль постепенно проходит.
Согласно теософской традиции, на поверхности эфирного тела находятся центры психического сосредоточения чакры, напоминающие колеса завихрений. (На санскрите слово чакра значит колесо.) В действительности же чакры выходят далеко за пределы эфирного тела, распространяясь на более тонкие части ауры астральное и ментальное тела (о чем я буду писать дальше). Между собой чакры связаны каналами нади.
Преподобный Чарльз У. Лидбитер (он был епископом) в 1927 году выпустил книгу о чакрах, главным образом, на основе личного опыта. Он описывает их так:
Будучи недостаточно развиты, они выглядят как маленькие тускло светящиеся кружки около двух дюймов [5,08 см. прим. авт.] в диаметре; будучи же пробуждены, они значительно увеличиваются в размерах, превращаясь в блестящие вихри, подобные миниатюрным солнцам Об общем виде чакры можно получить некоторое представление, взглянув на чашечку цветка семейства вьюнковых. Стебель каждого цветка возникает из точки, расположенной в позвоночнике.
Все эти цветы-колеса непрерывно вращаются, и к ступице или отворенному зеву каждого из них постоянно течет сила из горнего мира Физическое тело не может существовать без этого потока энергии.
Нейропсихиатр доктор Шафика Карагула, директор Фонда исследования высшего чувственного восприятия в Лос-Анджелесе (США, штат Калифорния), на протяжении многих лет проводила клинические наблюдения лиц, одаренных необычными формами восприятия. Одна из ее испытуемых по имени Диана обладала способностью визуализировать эфирное тело. Она описывала его как светящуюся паутину лучей света, пребывающих в непрерывном движении подобно линиям на экране телевизора с нефокусированным изображением. Психик видела 8 основных вихрей силы и множество вихрей поменьше; эти энергетические вихри были подобны спиралевидным конусам. 7 из них казались непосредственно связанными с различными железами внутренней секреции.
Отмечая нарушения в движении чакр, Диана могла успешно диагностировать различные заболевания. Доктор проверила эту способность, пригласив ее в эндокринологическое отделение одной нью-йоркской больницы. Феномен считывала ауры пациентов, выбираемой наугад в приемной. Затем ее наблюдения сопоставлялись с медицинским диагнозом. Психиатр была поражена точностью диагнозов своей подопечной.
О способности визуализировать чакры сообщали и многие другие психически одаренные люди, с которыми был знаком Джеффри Мишлав. Однако ему не известен ни один человек, который бы обладал такой способностью, не пройдя специальной оккультной тренировки.
Обращаясь к вопросу о физиологическом содержании представлений о чакрах, мы вступаем в область совершенной неразберихи. Один широко цитируемый автор отождествляет первую чакру с воспроизводительной функцией. Другие связывают с сексуальностью вторую чакру. В то же время эту чакру иногда связывают и с селезенкой. Третью чакру соотносят либо с солнечным сплетением, либо с диафрагмой, либо с системой пищеварения, либо с той же селезенкой. Шестую чакру третий глаз связывают иногда с шишковидной железой, а иногда с гипофизом. В тибетской системе шестая и седьмая чакры объединены в одну третий глаз или тысячелепестковый лотос. А каббалистическая традиция придерживается взглядов вообще о десяти центрах. Иногда все чакры связывают с нервными центрами, а иногда с железами внутренней секреции.
Как раз к последней школе и относится детально разработанная гипотеза доктора Уильяма Тиллера из Стэнфордского университета (США). На ученого произвело впечатление очевидное совпадение расположения и функции чакр с расположением и функцией желез внутренней секреции. Он заинтересовался, каким образом эти так называемые эфирные органы могут взаимодействовать с железами. Отталкиваясь от представлений, используемых в электротехнике, он предположил, что данное взаимодействие аналогично процессу преобразования. Исследователь предлагает представить себе текущие через пространство и проникающие сквозь наше тело огромные потоки энергии энергии, никак не замечаемой и не используемой нами. Поэтому Уильям Тиллер предполагает, что чакры могут сонастраиваться с этим источником питания и переводить часть его энергии с астрального или эфирного уровня на физический. Система чакра-железа может рассматриваться как трансформатор, максимум энергии в котором передается при согласовании нагрузок первичной и вторичной обмоток.
Эти идеи Джеффри Мишлав считает весьма спекулятивными. Однако свободный полет творческого воображения в особенности, если он подкреплен волей к дальнейшим систематическим исследованиям, представляет собой один из необходимых и очень важных этапов научного метода познания.
Согласно же йогической традиции, чакры вообще не отождествляются ни с одной из физиологических систем человеческого организма. Доктор Раммурти Мишра утверждает, что чакры представляют собой чисто психологические образования и служат в качестве точек для сосредоточения внимания. Вещество ума может воздействовать через них на анатомические органы и физиологические функции. Углубляясь в практику йогической медитации, человек учится связывать с определенными чакрами определенные звуки или Мантры, визуальные образы и мифологические структуры.