Но как живут Ангелы и все перешедшие грань человеческой эволюции (Архаты, Махатмы и другие Высшие Сущности), Христос не уточнил, потому что для этого знания человечеству еще в то время не пришла пора. Можно сказать даже, что эта великая истина была скрыта и изъята из сознания человечества конца Темной эпохи намеренно. И эта истина сообщается нам только теперь.
Поэтому не приходится удивляться тому, что наши представления о Высших Существах самые неправдоподобные. Все человеческие представления о Них не соответствуют действительности. Упускается главнейшее из виду, что наверху, на небе, в духовном, невидимом мире, в более совершенном виде, происходит то же, что и внизу, на Земле, в нашем материальном мире. Люди будущие Боги, а ставшие уже Богами совершенные люди. Исходя из этой точки зрения, можно составить себе более правильное представление о том, как живут Ангелы.
А один из Архатов признался нам:
Никогда человечество не задумывалось над явлением жизни Архата. Принято видеть Архата в области облачной. Рекорды мышления ужасны и смешны. Истинно, мы, Братья человечества, не узнаем себя в представлениях человеческих. Наши облики так фантастичны, что мы думаем, что если бы люди применили фантазию на противоположное, то наше изображение приняло бы верную форму.
Кармическая связь точно исчезает, когда мышление представляет себе Архата. Все в другом масштабе, все невероятно, все не отвечает действительности. Скажем: идя к высшим мирам, Архат беспределен во всех проявлениях. Возносясь, Архат возносит все высшие и тончайшие энергии с собою.
Мы можем наши истинные лики показать только близким. Наши лучи можем послать только самым близким, да, да, да! [Иерархия: § 12. Прим. авт.]
Из всего, что о равенстве Начал сказано, вытекает, что, будучи равными во всех отношениях и проявлениях, они равны во всех возможностях и достижениях. Поэтому, когда говорится об Ангелах, Архатах и Махатмах, нельзя предполагать, что они существа бесполые или что они обязательно мужского пола. Отнюдь нет, как существуют Архаты мужского пола, так существуют и Архаты женского пола Тары. Если бы было иначе, то не было бы равновесия Начал.
Конечно, Мы всегда подразумеваем, говоря о Братьях, и Сестер. Ведь Начала утверждены как равновесие в Космосе. Отказывающийся от принципа равновесия утверждает разновесие. Творчество космическое требует одухотворения одного Начала другим. Так в Космосе Начала созидаются для взаимотворчества. Явление взаимотворчества утверждено как символ Бытия. [Беспредельность: часть II: § 21. Прим. авт.]
Таким образом, бытие Космоса зависит от взаимотворчества и одухотворения одного Начала другим. Так велика роль Начал в мироздании!
Но само собой понятно, что космическое творчество осуществляется теми Высшими Существами, которые, закончив свою человеческую эволюцию, слились со своим дополнением, с принадлежащим им, по космическому праву, разобщенным мужским или женским Началом Своей Сущности.
Отсюда становится понятным, как живут Ангелы. Они не женятся и не выходят замуж, как сказал Иисус Христос, но живут парами, составляя Одно Целое. В этом и состоит завершение человеческой эволюции: разделенные во время инволюции Начала в конце эволюции снова сливаются в одно целое совершенное Существо. Этим подтверждается правильность легенды, говорящей о том, что в начале мироздания Господь творил души парными.
Каждая такая Пара Душ, вступивших в вечный космический брак и соединенных вечной космической любовью, образует Макрокосмос, который, дав жизнь третьему, становится Святой Троицей, единосущной и нераздельной, состоящей из Отца, Матери и Ребенка. Каждая такая Пара Душ принадлежит к сонму Богов, к Иерархии Светлых Сил Космоса, к Творческим Космическим Силам, которые направляют жизнь в Космосе и двигают эволюцию человечества. Каждая такая Пара Душ является созидателем мира и миров.
* * *
Когда кому-либо из нас случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга. Ведь нельзя же утверждать, что только ради удовлетворения похоти столь ревностно стремятся они быть вместе. Ясно, что душа каждого хочет чего-то другого; чего именно, она не может сказать и лишь догадывается о своих желаниях, лишь туманно намекает на них. И если бы перед ними, когда они лежат вместе, предстал Гефест со своими орудиями и спросил их: Чего же, люди, вы хотите один от другого? а потом, видя, что им трудно ответить, спросил их снова: Может быть, вы хотите как можно дольше быть вместе и не разлучаться друг с другом ни днем ни ночью? Если ваше желание именно таково, я готов сплавить вас и срастить воедино и тогда из двух человек станет один, и, покуда вы живы, вы будете жить одной общей жизнью, а когда вы умрете, в Аиде будет один мертвец вместо двух, ибо умрете вы общей смертью. Подумайте только, этого ли вы жаждете, будете ли вы довольны, если достигнете этого?. Случись так, я уверен, что каждый из нас не только не отказался бы от подобного предложения и не выразил никакого другого желания, но счел бы, что услыхал именно то, о чем давно мечтал, одержимый стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо. Причина этому та, что такова была изначальная наша природа и мы составляли нечто целостное.
Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней. Прежде, повторяю, мы были чем-то единым, а теперь из-за нашей несправедливости мы поселены богом порознь.
Знание о взаимоотношениях между Началами в истории человечества дает ключ к его пониманию. Человечество знало эпохи и страны, в которых Начала бывали относительно равны. Всякая нация достигала большего или меньшего развития в зависимости от того, насколько было сохранено равновесие Начал, ибо лишь их равновесие дает великие цивилизации.
Однако, если космическое стремление к единению между Духом и Материей имеет целью творчество, направленное к бесконечной жизни, и основано на притяжении друг к другу Начал, на равенстве и гармоничном их сотрудничестве, то на земном плане существования, к сожалению, наступают эпохи, когда человеческое стремление к единению Начал преследует большей частью чисто эгоистические цели наслаждения и удовлетворения своих желаний, часто ведет не к продолжению жизни, но к прекращению зарождений и основано не на равенстве и гармоничном сотрудничестве, но на соперничестве и на стремлении к порабощению одного Начала другим.
История человечества есть в сущности непрекращающиеся соперничество и вражда Начал между собою. Эта идущая из глубокой древности, открытая или замаскированная, то ослабевающая, то возобновляющаяся борьба (и соревнование) между мужским и женским Началами заполняет собой всю историю человечества, и полна трагических моментов. История человечества знает эпохи, когда женское Начало преобладало над мужским; вот, в чем состояла суть пресловутого матриархата.
Но уже наша эпоха, Кали-юга, или Темная эпоха, которая началась для западного мира за 3102 года до Р. Х., проходит под знаком преобладания мужского Начала и унижения женщины. Но порабощение женского Начала ведет к регрессу и упадку, что мы видим на примере Востока. Запад лишь тогда обогнал Восток, когда женщина начала завоевывать бoльшие права.
Этим не исчерпывается вред, нанесенный человечеством себе бесправием одного Начала и засильем другого, ибо такое нарушение законов равновесия Начал и законов развития жизни неизбежно должно было отразиться на всех сторонах жизни, в течение всей Темной эпохи, которая потому и называется так, что способствует распространению Тьмы и мешает распространению Света, то есть задерживает эволюцию развития человечества.
Живя в течение веков как раба, в атмосфере унижения и оскорбления, не имея возможности действовать как равная с равным, она должна была прибегать ко всевозможным хитростям и уловкам. Вынужденная притворяться и заискивать перед своим властелином, она неизбежно должна была развить в себе психологию рабыни, со всеми отрицательными чертами характера, свойственными этому положению. Не имея возможности получать такое же образование, как мужчина, она не могла обладать и теми познаниями, которыми обладал он. Находясь под постоянной опекой мужчины, она не могла развить ни самостоятельности характера, ни инициативы, ни смелости действий. Таким образом, в силу сложившихся для нее неблагоприятных условий жизни, она развила в себе некоторые отрицательные черты характера, в наличности которых ее упрекает мужчина и на наличность которых указывает как на доказательство низшей природы женщины. Однако нечего на зеркало пенять: не кто другой, как именно он сам явился творцом и формировщиком характера современной женщины.
Но, как известно, нет лиха без добра. С другой стороны, то же приниженное и зависимое от мужчины положение женщины способствует развитию и некоторых положительных качеств в характере обоих Начал. Не имея возможности, как более слабая, отвечать на насилие насилием, женщина, в силу необходимости, должна была изыскать иные способы воздействия на мужчину, чтобы удержать его от несправедливости и насилия. Такими иными способами воздействия были призывы к справедливости и состраданию, обращение к великодушию и благородству мужчины. И если этими качествами мужчина не обладал, то такие мольбы неизбежно должны были будить их в нем.