Тем не менее, изучение копулятивного цикла как единого процесса парного взаимодействия имело громадное методологическое значение. В конце 1970-х годов на этой основе началось экспериментальное изучение такого важного явления, как синхронизация гормональных и психофизиологических процессов супружеской пары и т. п.
Однако структура сексуального поведения любого живого существа соотносится с определенной видовой программой, которая отчасти закодирована генетически, а отчасти вырабатывается и усваивается индивидами с помощью научения и в процессе общения с себе подобными. Чтобы понять этот едва ли не самый важный аспект биологии сексуальности, ученые обратились к данным эволюционной биологии, этологии [этология (от греческих: ethos характер, нрав + логия) одно из направлений в изучении поведения животных, занимающееся главным образом генетически обусловленными (наследственными) компонентами поведения и эволюцией поведения, прим. авт.] и антропологии. [Антропология (от греческих: anthropos человек + логия) биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Прим. авт.]
Первой попыткой систематического сопоставления сексуального поведения человека и животных явилась книга К. Форда и Ф. Бича Модели сексуального поведения, вышедшая в свет в 1951 году. В ней впервые были сведены воедино все известные в то время данные о способах копуляции, сексуальной стимуляции, условиях полового сношения, способах привлечения партнера, самостимуляции, гомосексуальном поведении, половых отношениях между особями разных видов, стадиях полового созревания, циклах фертильности [фертильность (от латинского fertilis плодородный) способность организма производить потомство, его репродуктивная способность, прим. авт.] и прочем у разных биологических видов и в разных человеческих обществах. По мере дальнейшего развития эволюционной физиологии, сравнительной психологии и особенно этологии, изучающей поведение животных в естественных условиях, появилось множество специальных исследований, посвященных репродуктивному и сексуальному поведению различных животных. Сегодня экспериментальные исследования и наблюдения в естественных условиях охватывают самый широкий круг явлений: и сексуальные реакции отдельной особи, и способы взаимодействия самца и самки на разных стадиях копулятивного цикла, и связь всего этого с закономерностями групповой, стадной жизни животных.
Современные сексологи этого профиля могут с гордостью отрапортовать: за прошедшие полвека преодолены 3 главных заблуждения ранних исследований.
Во-первых, считалось, что сексуальное поведение животных целиком инстинктивно и регулируется программой, однозначно закодированной в организме. В действительности это не так. Наряду с генетически заданной программой высшие животные имеют особые механизмы индивидуального научения, при отсутствии которого физиологически нормальное, здоровое животное оказывается неспособным к размножению.
Во-вторых, выяснилась ошибочность интерпретации внешних черт и отдельных компонентов поведения животных в человеческих терминах по аналогии с нашим сексуальным поведением.
В-третьих, выявилась неправомерность рассмотрения сексуальных автоматизмов и реакций исключительно в контексте репродуктивного поведения, без учета других сторон жизни животных.
Понять человеческую сексуальность, минуя данные филогенеза, [филогенез (филогения) (от греческих: phyle племя, род, вид +
Описательный уровень межвидового сравнения фиксирует лишь некоторые формальные сходства поведения. Как бы ни были увлекательны эти сходства, сами по себе они ничего не объясняют. Например, хотя известно, что некоторые мужчины и самцы норки причиняют своим сексуальным партнершам физические страдания, эти факты, взятые по отдельности, не объясняют друг друга. Точно так же констатация того факта, что у многих млекопитающих половому акту обычно предшествует орально-генитальный контакт, не объясняет человеческих фелляции и куннилингуса. Гомосексуальное поведение у некоторых животных ничего не говорит о причинах гомосексуальности у человека и о том, можно ли считать ее биологически нормальной. Аналогия не только не доказательство, но и не объяснение. Теоретические обобщения правомерны лишь на аналитическом уровне, когда устанавливаются причинные связи и адаптивные функции сравниваемых реакций и способов поведения, а это куда как сложно.
В изучении филогенеза человеческой сексуальности наметилось плодотворное сотрудничество социобиологии, психоанализа и семиотики. [Семиотика (семиология) (от греческого semeiotike учение о знаках) 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.). 2) В медицине раздел диагностики, изучающий признаки болезней. Прим. авт.] Например, Д. Ранкур-Лаферрьер убедительно показывает, что прямохождение не только изменяет соотношение обонятельных и зрительных стимулов, но и формирует принципиально новую систему сексуальной сигнализации, возможность сознательного подавления сексуальных реакций. Однако необходимо строго различать, подчеркивает Д. Саймонс, как вырабатываются те или иные поведенческие структуры и почему они возникают. Многие обобщения, самоочевидные для дилетанта, специалист считает неверными или, во всяком случае, упрощенными. Мелвин Дж. Коннер называет 4 таких ошибочных заключения:
1) Онтогенез повторяет филогенез. Хотя тут и есть доля истины, но онтогенез повторяет не взрослые фазы предшествующих форм развития, а только и то лишь до некоторой степени ранний онтогенез этих форм. Иначе говоря, в поведении детей можно найти нечто общее с поведением детенышей животных, но нелепо искать прообразы детского поведения в поведении взрослых особей этих видов.
2) Чем сложнее животное, тем медленнее его развитие, тем менее развито оно в момент рождения и тем пластичнее его поведенческий репертуар тоже слишком грубое обобщение. Не существует методов, позволяющих расположить все виды животных иерархически. Кроме того, пластичность варьирует даже у близких видов, и это далеко не всегда связано с медленностью развития. Хотя в целом поведенческая пластичность увеличивается с приближением к человеку, отсюда нельзя вывести более конкретных предсказаний. Наконец, уровень развития при рождении понятие далеко не однозначное. Он зависит не только от общих филогенетических закономерностей, но и от специфических условий существования данного вида, к тому же разные органы и поведенческие системы развиваются в разном темпе.
3) Если какое-то поведение филогенетически широко распространено, оно является фиксированным образом действия или инстинктом и, следовательно, генетически обусловлено, так что бессмысленно пытаться изменить его. В этом силлогизме [силлогизм (от греческого syllogismos) умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье вывод, прим. авт.] все неверно. Во-первых, аналогия не гомология. [Гомология (от греческого homologia согласие) сходство органов, имеющих общий план строения, развивающихся из сходных зачатков, но выполняющих у разных видов животных или растений неодинаковые функции (например, рука человека и крыло птицы). Такие органы называются гомологичными органами. Гомологический (от греческого homologos соответственный, подобный) однозначащий, имеющий одинаковое отношение к чему-либо, сходный прим. авт.] Очень разные животные могут в ходе эволюции сталкиваться с близкими проблемами и их решения могут выглядеть одинаковыми и выполнять сходные функции, но с помощью разных механизмов. Например, крылья развились у насекомых из туловища, у птиц из передних конечностей, а у летучих мышей из пальцев.
Формирование детских привязанностей очень напоминает импринтинг (запечатление) [импринтинг (от английского imprinting запечатление) в этологии (науке о поведении животных) специфическая форма научения животных. Фиксация в памяти детенышей определенной информации о том или ином поведении происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего сразу после рождения. Как правило, результат импринтинга не поддается в дальнейшем изменению, прим. авт.] у птиц, но мы не знаем, идентичны ли их механизмы. Во-вторых, фиксированные структуры действия, которые раньше называли инстинктами, формируются разными путями, в том числе посредством научения. Универсальное не всегда значит генетически заданное. В-третьих, даже генетические свойства, при известных условиях, поддаются изменению.
4) Если животные столь различны, нужно обращать больше внимания на тех, что стоят ближе к человеку, так как это более поучительно. В этом тоже есть доля истины, но филогенетическая близость только один из главных принципов межвидового сравнения, в числе которых также сходства репродуктивного поведения, экологической адаптации и основных сенсорных процессов коммуникации. Всегда надо учитывать, что именно сравнивается. Например, по установлению парных союзов и способам обучения потомства львы и лисицы имеют с нами больше общего, чем наши ближайшие родственники шимпанзе.
Все это обязывает ученых к большой осторожности в теоретических обобщениях, основанных на изучении филогенеза. Наиболее общая филогенетическая тенденция, существенная для понимания человеческой сексуальности прогрессивное усложнение, дифференцировка и автономизация сексуальной анатомии, физиологии и поведения. Чем выше уровень биологической организации вида, тем более сложной и многоуровневой становится система его репродуктивных органов и способов ее регуляции на уровне организма. Это связано также с усложнением и автономизацией самой сексуальной функции.
Эволюция сексуального поведения самый яркий пример филогенетического восхождения от жестко запрограммированного поведения к гибкому и избирательному. У самцов насекомых центр копулятивного поведения помещается в нервных узлах на животе, а мозг выполняет, главным образом, функцию торможения. Потому-то некоторые насекомые могут спариваться, даже будучи обезглавлены. Характер сексуального поведения позвоночных тесно связан с объемом их головного мозга. У самца лабораторной белой крысы можно удалить до 20 % коры головного мозга, не нарушив его сексуального поведения. А 1/5 часть этих животных может нормально спариваться даже при отсутствии половины коры. У котов с повреждениями лобных долей копуляция уже расстраивается: в присутствии кошки в эструсе (в период течки) [эструс (от греческого oistros страсть, ярость) течка одна из стадий полового цикла млекопитающих, прим. авт.] кот обнаруживает сильное половое возбуждение, но не может достичь необходимой для интромиссии координации движений. Еще чувствительнее к мозговым нарушениям приматы. С увеличением размеров мозга значение социального научения и индивидуального опыта растет, а эффективность гормональной регуляции, наоборот, снижается.