Поэтому стремление человека искать счастья в соединении с объектом своего желания есть основная задача жизни всякого человека. Будучи, вследствие разделения Начал, половинчатым, человек в каждом из своих воплощений (реинкарнаций) стремится восстановить свою цельность соединением с таким представителем противоположного ему Начала, который для данной жизни более всего подходит. Одиночество для нас непереносимо. Полнота одиночества есть вместе с тем полнота страдания, тогда как полноту счастья мы видим в полноте слияния с предметом своего желания.
Стремление к единению и любовь между Началами есть тот могучий двигатель, которым совершается восхождение человека в его шествии по пути эволюции. Любовь между Началами есть единственная и самая великая творческая сила, для которой преград не существует. История человечества знает многие блестящие дела и великие подвиги самопожертвования, которые были совершены ради любви к противоположному Началу. Вспомним, пишет Елена Рерих, что все величайшие человеческие достижения во всех областях творчества и знания достигнуты горением любви, вдохновлявшей на труды и подвиги. Истинно, духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения, вложенного в нас Космическим Велением Бытия. В пробуждении в нас всех высших творческих стремлений и эмоций и в развитии творческих способностей заключается главный смысл, главная и высокая цель любви.
Орфей, великий греческий посвященный, в предсмертном наставлении своему ученику, говоря о том, что он совершил и чего достиг благодаря любви к Эвридике, поясняет:
Живая Эвридика дала бы мне блаженство счастья, мертвая Эвридика повела меня к истине. Из любви к ней я облекся в льняные одежды и достиг великого посвящения и жизни аскета. Из любви к ней я проник в тайны магии и в глубины божественной науки; из любви к ней я прошел через пещеры Самофраксии, через колодцы Пирамид и через могильные склепы Египта. Я проникал в недра смерти, чтобы найти в ней жизнь. И по ту сторону жизни я видел грани миров, я видел души, светящиеся сферы, эфир Богов. Земля раскрыла передо мной свои бездны, а небо свои пылающие храмы. Я исторгал тайную науку из-под пелен мумии. Жрецы Изиды и Озириса выдали мне свои тайны. У них были только их Боги, у меня же был Эрос. Его силою я говорил, пел и побеждал. Его силою я проник в глаголы Гермеса и Зороастра; его силой я произнес глагол Юпитера и Аполлона!
В современной литературе проблема любви господствует уже более трех столетий. Это не чисто чувственная любовь, возжигаемая красотой тела, как у древних поэтов; это также и не сентиментальный культ отвлеченного и условного идеала, который господствовал в средние века; нет, это любовь одновременно и чувственная, и психическая, любовь, предоставленная полной свободе индивидуальной фантазии, дающая себе полную волю. По большей части оба пола воюют даже в любви. Возмущение женщины против грубости и эгоизма мужчины; презрение мужчины к лживости и тщеславию женщины; победа плоти и бессильный гнев жертв сладострастья.
И среди всего этого глубокие страсти, влечения непреодолимые и тем более могущественные, что им ставятся препятствия, светские условности и общественные постановления. Отсюда любовь, полная бурь, нравственных крушений и трагических катастроф, около которых почти исключительно вращаются современные романы и современные поэмы.
Можно бы подумать, что утомленный человек, не находя Бога ни в науке, ни в религии, безумно ищет его в женщине. И он прав, но лишь путем посвящения в великие истины найдет он Его в ней, а она найдет Бога в нем. Между мужской и женской душами, которые нередко не понимают друг друга и даже не понимают себя и расстаются с проклятиями, чувствуется как бы огромная жажда проникновения и стремления найти в этом слиянии недостижимое счастье.
Несмотря на различные уклонения и излишества, вытекающие отсюда, в этих отчаянных поисках таится глубоко скрытое божественное начало. Из него зарождается стремление, которое станет жизненным средоточием для преображенного будущего. Ибо когда мужчина и женщина найдут себя и друг друга путем глубокой любви и посвящения, тогда их слияние превратится в величайшую силу.
Таковы мудрые наблюдения над жизнью Эдуарда Шюре, оставившего нам прекрасную книгу Великие Посвященные. Эти полные глубокой правды выводы о взаимоотношении Начал истинно правильный взгляд писателей-оккультистов на человеческую любовь, эрос, как на величайшую творческую силу. К сожалению, ни наука, ни религия этих взглядов не разделяют.
Вред материалистического мировоззрения, может быть, нигде не сказался в такой сильной степени, как в вопросе любви между мужчиной и женщиной. В узком материалистическом понимании великий космический закон притяжения друг к другу Начал рассматривается исключительно в аспекте его низшего проявления, с точки зрения его физиологической функции. Все то высшее, духовное, что несет с собой любовь как повышенная радость бытия, как чувство всеобъемлемости и всепрощения, как готовность на подвиг и на жертву, как стремление стать выше, чище, лучше, то есть все то, что совершенствует человека, все это не ставится ни во что и рассматривается как смешной сентиментализм и глупая фантазия. Вследствие этого и религия, и мораль смотрят на любовь между мужчиной и женщиной как на явление отрицательное, греховное, которое нужно подавлять и с которым нужно бороться.
Само собой понятно, что если из отношений между Началами изъять высшую ценность этих отношений, аромат любви, его метафизическую сторону, то, что совершенствует человека, то останется физическая сторона, или половая функция, то есть то, что унижает и разлагает человека. Точно так же что останется от прекрасного нежного цветка, если отнять от него его нежность и красоту, или от ароматного вкусного плода его аромат и вкус? Останется нечто безобразное и безвкусное, для утонченного сознания неприемлемое.
Двойственная природа всех явлений и всех существ в Космосе для правильного выполнения своей роли в мироздании должна всегда проявлять двоякую деятельность. Лишь такое явление жизненно, истинно и соответствует своему назначению, когда действуют оба фактора дух и материя, физиологический и психологический. Выявление лишь одной стороны сути нарушает законы жизни и ведет к вырождению. Поэтому любовь между Началами, будучи величайшей и единственной творческой космической силой, не может ограничиваться лишь рождением детей.
Производить потомство могут все животные. Человек в этом отношении не может уподобляться им и ограничиваться в своем отношении к противоположному Началу только исполнением физиологической функции. Если он ограничивается только этим, то, именно, он возвращается к животному состоянию. Но человек, прогрессирующий в своем развитии, в любви к женщине (мужчине) найдет и использует все ее (его) богатые духовные дары.
* * *
Несомненно, тягчайшее преступление перед человечеством и перед эволюцией совершили многие писатели, философы, проповедники и разных категорий моралисты, которые оклеветали человеческую любовь. Из нее, органической части божественной любви, из этого величайшего и могущественного фактора развития и совершенствования жизни, они сделали половое чувство орудие вырождения человечества. В их трактатах, проповедях, писаниях всегда чувствуется натяжка, ложь, порой же прямая инсинуация и клевета.
Главная ошибка всех, пишущих и говорящих об эросе отрицательно, состоит в том, что они разделяют то, что неразделимо. Из великого закона притяжения друг к другу Начал, в который входит вся гамма человеческих эмоций, как физиологических, так и психологических, они берут лишь физиологическую сторону, напрочь откидывая высшую, духовную. На человеческую любовь они смотрят только как на физиологическую функцию, необходимую для продолжения человеческого рода. Женщина низшее создание, считают ретрограды, и влечение к ней это слабость, допустимая лишь в известный период человеческого существования; это необходимое зло, которое приходится терпеть, и это грех, с которым нужно бороться. Из женщины, равноценной и равнозначащей половины человеческого рода, они сделали или орудие для наслаждения, или аппарат для производства потомства.
За бортом остается простая, казалось бы, истина: эрос есть великая творческая сила, которая рождает не только себе подобных, но и идеи, что не менее важно. Из любви изъят ее высший смысл одухотворение всех сторон нашей жизни. Вместо нежного ароматного цветка, долженствовавшего давать радость бытия и побуждать к благородному творчеству во всех областях человеческого труда, получилась чисто физиологическая функция половое чувство.
И неудивительно, что в противовес этой односторонней и искаженной точке зрения на отношения полов появился другой, тоже односторонний и тоже ложный взгляд, признающий лишь психологическую, или так называемую платоническую, любовь и отвергающий потребность и необходимость физиологической любви собственно секса. Насколько такая точка зрения бессмысленна, много говорить не приходится. Но обе эти крайности причинили огромнейшее зло человечеству. Они развратили его, породив много извращений великого закона, чем подтолкнули его к краю страшной бездны, где мы сегодня и балансируем, не решаясь что-либо предпринять лишь бы только не загреметь туда, откуда не возвращаются, ни сами, ни с