Вторая версия (уже в следующей главе христианского Священного писания) всем известная побасенка создания Евы из Адамова ребра: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек:
Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. [Первая книга Моисеева. Бытие: 2:21-25 | Библия: Книга Ветхого Завета. Прим. авт.]
Несмотря на то, что ни один библейский Завет не дошел до наших дней неискаженным (о чем известно вполне точно), все же произведения христианских авторов изобилуют представлениями о том, что воссоединившееся человечество обретет всемогущество, вечную жизнь и Царствие Небесное. Апокрифические евангелия Фомы и Филиппа приводят слова Иисуса о том, что два станет одним, а разделенное воссоединится.
Евангелие от египтян:
Когда придет Царствие Божие? спросила Соломия.
Христос ответил:
Тогда, когда совлечете и попрете ногами покров стыда. Когда двое будут единым и внутреннее станет, как внешнее, и мужеский пол, как и женский, ни мужеским, ни женским.
Евангелие это считается апокрифическим, а потому его и не внесли в каноническую Библию.
Святой Климент Александрийский, ученик апостола Иоанна, также сохранил не вошедшие в христианское Священное писание слова: Спросила же Его Соломия: когда придет Царствие Твое? И сказал Иисус: когда два будут одно и мужское будет женским и не будет ни мужского, ни женского. [Строматы: III, XII, 92. Прим. авт.] Редакция иная, но суть все та же.
В этом изречении Христа, кроме указания на равенство Начал, содержится предсказание трех будущих эпох развития человечества, которые, впрочем, оно уже проходило.
Слова когда два будут одно указывают на эпоху, когда мужчина и женщина не будут более соперничать, но будут жить, действовать и думать как одно целое.
Слова когда мужское будет женским говорят о преобладании женского Начала и означают возврат к андрогинному состоянию.
И, наконец, изречение когда не будет ни мужского, ни женского указывает на наступление такого периода, когда полярность потеряет свое теперешнее значение, ибо мужское, и женское будет в каждом Начале.
Для многих древних праздников, от Сатурналий [Сатурналии (от латинского saturnalia) в Древнем Риме народный праздник по окончании полевых работ в честь бога Сатурна. Длился 7 дней и сопровождался необузданным весельем. Прим. авт.] и Гибристики [Гибристика древнегреческий (аргосский) праздник. Прим. авт.] до средневекового карнавала, характерно переодевание мужчин в женскую одежду и наоборот.
И сегодня во многих обрядах тема андрогинии или перемены пола играет важную роль. Так, у австралийцев обряд посвящения во взрослость (инициация) мальчика включает его временное ритуальное превращение в женщину. У многих африканских народов (масаи, нанди, нуба) инициируемых подростков переодевают в женскую одежду, а у южноафриканской народности суто одевают в мужское платье инициируемых девочек. Условное ритуальное превращение юношей в девушек зафиксировано и у папуасов Новой Гвинеи, и у островитян пролива Торрес, и др. Широко распространенный обычай ритуальной наготы инициируемых мальчиков в течение периода их отделения от женщин также интерпретируется как знак асексуальности посвящаемого, который, прежде чем обрести определенный пол, проходит фазу обладания свойствами обоих полов.
Происхождение и смысл подобных представлений вызывают научные споры. Наивно-натуралистическое мышление склонно усматривать в двуполых божествах и ритуальном трансвестизме простое отражение индивидуальной патологии (гермафродитизм, транссексуализм и т. п.). Тогда почему, спрашивается, такие случаи возводятся в культ?
В наиболее развитых мифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится к различиям между индивидами. Так, древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше представлено инь, а в мужчине ян. На разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина.
На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм.
Из этих представлений исходил и Карл Густав Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого из нас присутствуют два разных архетипа: душа (анима), персонифицирующая женское начало смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п., и дух (анимус), персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.
Тесно связан с этим и распространенный образ первоначальной бесполости или двуполости младенца, который Карл Густав Юнг считал одним из главных архетипов (прообраз, идея, мотив) [Архетип (от греческих: arche начало + typos образ) в позднеантичной философии прообраз, идея прим. авт.] культуры.
Миф об андрогине, захватив воображение ХІХ века, получил великолепное отражение в бальзаковской Серафите.
(Многие авторы смешивают 2 различных понятия: андрогин и гермафродит.
Гермафродит в древнегреческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, воспитанный наядами нимфами, живущими в водоемах (у славян русалки). По просьбе нимфы Салмакиды, страстно и безответно влюбленной в него, боги слили их в одно существо.
На мой взгляд, правильнее термин гермафродит применять к человеку современного вида, имеющего признаки обоих полов, у которого одни обязательно преобладают над другими; то есть это существо должно считаться обоеполым.
А вот андрогин (от греческих andros мужчина и gune женщина) это двуполое существо, предшествующее нашему виду, имеющее признаки полов в равных частях, к тому же шаровидное и имеющее по две пары частей тела, кроме головы.
Поэтому, просьба к этим авторам не вводить людей в заблуждение, их и так в истории предостаточно.)
Люди интересовались проблемой пола всегда. Уже древнейшие мифологические, а позже философские системы содержали какие-то объяснения природы половых различий, сведения об анатомии и физиологии гениталий, технике полового акта, зачатии, беременности и родах. Благодаря обобщенному в них историческому опыту древние китайские трактаты об искусстве спальни (фан чжун), индийская Камасутра, Наука любви Овидия и сегодня представляют не только исторический интерес.
Некоторые исследователи уверены: не будет преувеличением утверждение, что Песнь песней царя Соломона, написанная в Х веке до н. э., является самым прекрасным, самым возвышенным, самым земным, самым романтическим и самым эротическим произведением в истории нашей цивилизации. Автор трактует сексуальные отношения как животворящий источник, дающий радость жизни: Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением. [Книга Песни Песней Соломона: 8:6-7 | Библия: Книги Ветхого Завета. Прим. авт.]
Еще в Древнем Китае несколько тысяч лет назад возникло понятие цзин, выражающее идею аналогичности сексуальной и психической энергии. Одновременно цзин означает и мужское и женское семя. При этом осемененная пневма (цзин ци) образует все вещи.
Секс у древних китайцев считался средством достижения высочайших ценностей, которые символизируют саму жизнь. Категории инь и ян обозначают женское и мужское, темное и светлое, пассивное и активное начала. Они не только символизируют пол, но и обозначают половые органы. В Тай-цзи, символе Великого предела, эти начала проникают друг в друга, женское в мужское, а мужское в женское. Характерно, что половой член называется инь цзин женский стебель, а вершина влагалища ян тай мужская башня.
Древнекитайское мировосприятие, искусство, музыка, поэзия проникнуты эротическим духом. Сексуальность придает особый колорит всей традиционной китайской живописи. Деревья, цветы, травы и животные являются сексуальными символами. И даже священные мифологические животные и музыкальные инструменты обладают сексуальным смыслом. Явления природы также символизируют сексуальность. Сколь поэтичны китайские термины, принятые для обозначения половых органов: влагалище красная палата, нефритовая пещера; малые половые губы струны цитры, лютневые струны; преддверие влагалища золотая ложбина; вход во влагалище августейший павильон; матка наследный дворец; шейка матки хлебный плод; свод влагалища янская башня; половой член нефритовый стебель.
Даосизм истинно китайская религия. Дао путь, который регулирует силы, инь женское начало и ян мужское во имя достижения индивидом материального бессмертия. Согласно даосским представлениям, сексуальные отношения тесно связаны с космическими силами. Характерные черты даосизма, не имеющие аналогов в конфуцианстве и обычном буддизме: