Точно так же, зная по своему горькому опыту, как непереносимо тяжко всякое насилие и несправедливость, женщина всегда протестовала против всякого духа насилия, независимо от того, к кому оно проявлялось. Всегда более мужчины сочувствуя угнетаемым и оскорбляемым, она развила в себе одно из своих наиболее ценных и лучших качеств сострадание и чуткость к чужому страданию. Не имея силы и возможности защитить себя, более слабая половина, тем не менее, часто находила и силу, и возможность защитить своих детей от более сильной половины, если в этом являлась надобность.
Народы древнего мира, которые еще не порвали связи с вечной и божественной мудростью, понимали, что, для того, чтобы хорошо исполнять обязанности супруги и матери, женщина нуждается в особом воспитании и образовании, нуждается в особом женском посвящении. Необходимое воспитание и образование женщина тогда получала при храмах, а посвящение во время особых женских мистерий.
Такое посвящение существовало в Индии, в ведические времена; в Египте оно происходило во время мистерии Исиды; в Греции в Элевзинских мистериях; и в Риме в храмах Юноны, Дианы, Минервы и Цереры.
Посвящение заключалось в символических обрядах и церемониях, в ночных празднествах, а затем и в особых поучениях, которые давались старшими жрецами или первосвященником и которые касались самых интимных сторон супружеской жизни. Давались советы и правила, касающиеся отношений полов, времен года и месяцев, которые благоприятствуют счастливому зачатию. Самое большое значение придавалось физической и нравственной гигиене женщины во время беременности, чтобы священное делание нового человека совершалось по божественным, космическим законам. Таким образом, в женских мистериях преподавалась наука супружеской жизни и искусства материнства.
Для мужчины и женщины, посвященных в тайны Космоса, создание ребенка действительно творчество, и имеет бесконечно более прекрасный смысл и большее значение, нежели для непосвященных. Для отца и матери, знающих, что душа ребенка существует до своего земного рождения, зачатие становится священнодействием, призывом души к воплощению. Между воплощаемой душой и матерью существует почти всегда сродство. Потому плохие и развращенные женщины привлекают к себе души темные и злые, тогда как нежные и чистые женщины как бы притягивают к себе чистые души. Поэтому свята и прекрасна задача матери, которая создает новое жилище для этой души, облегчает ее заключение в плотскую ограниченность и смягчает предстоящее ей очередное земное испытание.
Благодаря тому, что женщина с полным сознанием исполняла высокие и ответственные обязанности супруги, матери и жрицы, на которые в древности смотрели как на божественные, она действительно была жрицей семьи, хранительницей священного жизненного огня, Вестой очага. Посвящение женщины в античном мире являлось истинной причиной красоты расы, сильных поколений и долговечности семьи в Древней Греции и в Древнем Риме.
Как смотрели на себя и на свои супружеские обязанности посвященные женщины, видно из ответа, который дала Феано, жена Пифагора, одного из великих посвященных тех времен. Спрошенная однажды, сколько времени требуется, чтобы женщина, имевшая сношение с мужчиной, могла считать себя чистой, она ответила:
Если сношения эти были с мужем, она постоянно чиста, если с другим, она не очистится никогда.
Они стоили друг друга. Ее супруг, как истинный мудрец человечества, с высот эзотерической науки понимал, что жизнь общества должна быть основана на тех же вечных истинах, которые управляют жизнью миров и всей Вселенной. И уже в те отдаленные времена он составил план великой реформы, которая должна была переродить и обновить человечество. Основанный им на юге Италии, в городе Кротоне, орден пифагорейцев, жизнь в котором должна была послужить образцом для всего мира, просуществовал около 30-ти лет.
Благое влияние ордена и, главным образом, влияние великого ума и великого характера самого Пифагора на правительственный слой больших и богатых городов юга Италии, на политику всех ближайших стран, на их законодательство, на воззрения этические и моральные было безмерно велико. Всюду, где появлялся великий философ, он устанавливал порядок, справедливость, гармонию и единство. И окружающие его действительно перерождались и обновлялись, ибо в своей всеобъемлемости он вносил во все проявления жизни свое возвышенно-облагораживающее и либерально-умиротворяющее и благое влияние.
Но большинство людей той эпохи еще не созрело до того, чтобы понять и оценить всю красоту Учения Пифагора и следовать этому прекрасному образцу. Восставшие кротонцы уничтожили орден Пифагора, сам же посвященный и более видные члены его организации были убиты. Тьма одержала тогда верх, и источник Света на много веков погас для народов западного мира.
И лишь через несколько веков Свет вновь засиял, на этот раз на Востоке, но, дойдя до Запада, зачадил и, в сущности, погас снова. И народы западного мира до сих пор пребывают во тьме невежества, предрассудков и незнания основных законов мироздания.
Безобразные условия жизни конца Темной эпохи, когда сдвинуты все основания и расшатаны все основы, которыми держалась жизнь, сделали вступление в брак для большинства современных людей явлением затруднительным, порой даже невозможным. Тяжелое экономическое состояние человечества, которое не выходит из различного рода кризисов, и вынужденное, вследствие этого, безбрачие многих людей сделали из женщины во многих случаях не подругу жизни мужчины, но соперницу и конкурентку на жизненном поприще.
Часто в современном браке мужчина не может заработать столько средств, сколько нужно для содержания семьи, и тогда женщина вынуждена помогать ему в заработке недостающих средств. Часто он вообще не может ничего заработать, и тогда вся тяжесть забот о содержании семьи ложится на хрупкие женские плечи, которые частенько напоминают торс, спину грузчика. Вследствие этого их роли в семье часто-густо меняются местами. Сплошь и рядом мы видим, что потенциальный добытчик часто-густо ведет домашнее хозяйство и нянчит детей, а женщина отправляется каждое утро на службу.
Конечно, такие ненормальные, уродливые условия жизни есть временное явление. Когда Светлая эпоха вступит в свои права, то и исчезнут эти безобразные порождения Темной эпохи, и мужчина и женщина вступят в исполнение своих обязанностей, самой природой предназначенных: мужчина мужских, а женщина женских.
Роль женщины в мироздании настолько высока и почетна, задача, возложенная природой на нее, столь божественна и священна, что именно к восстановлению своего священного права быть супругой и матерью должна стремиться каждая женщина. Если никто не сможет купить ее любовь за деньги, если никто не будет пользоваться ею вне любовного союза, то ее священное право быть супругой и матерью будет восстановлено довольно скоро.
Но это не означает, что столь уродливая эмансипация должна замениться столь же уродливым домашним рабством. Об этом еще в середине 1930-х годов писала величайшая представительница женской половины человечества Елена Рерих, посвященная в тайны мироздания: Нет указа в Природе, чтобы женщина была привязана только к домашнему очагу. Истинно, она Мать и Хранительница мира. Потому нет ни одной области в жизни, где мог бы безраздельно царствовать мужчина, именно это безраздельное царствование одного Начала и есть порождение Темной эпохи. Творчество одинаково заложено в обоих Началах
Именно Темная эпоха старалась сделать из женщины наложницу и няньку. И если высока роль женщины как матери, то именно матери не семьи только, но матери и великой воспитательницы сознания народов! Потому, как сказал Великий Владыка, женщина, дающая жизнь народа, имеет право распоряжаться его судьбой. Хочу видеть женщину у кормила власти, в совете министров, у всего строительства.
Но, несмотря на все перипетии, в глубине человеческой души сохранилось воспоминание о блаженстве нераздельного существования, осознание разобщенности с половиной своей сущности, сожаление об утрате части себя. Отсюда вечное и неистребимое влечение Начал друг к другу.
Все, чего мужчина стремится достигнуть, и чего он на своем жизненном пути достиг, он обыкновенно складывает к ногам той, которую считает избранницей своего сердца. Точно так же всякая женщина во все времена, стремящаяся к приобретению тех или иных достоинств и качеств, преследует ту же цель понравиться избраннику своего сердца. В этом влечении друг к другу Начал и их стремлении друг другу нравиться заключается залог развития жизни и главный фактор совершенствования человека. Преодоление препятствий, которые человек встречает на своем пути для достижения другого Начала, есть необходимое условие для роста его духа. Таким образом, влечение Начал друг к другу и их стремление друг другу нравиться есть закон жизни и космическое веление, уклоняться от которого никто не имеет ни основания, ни права.