В различных обществах чрезвычайно сильно варьируются ритуалы ухаживания и техника полового акта. В некоторых культурах мужчина обычно приступает к половому акту сразу, без предварительных эротических игр и не заботясь особо об удовольствии партнерши (что, впрочем, не означает отсутствия индивидуального влечения к ней). Таковой спецификой поделился с нами папуасский писатель Винсент Эри в повести Крокодил. Наоборот, у мангаиа мужчина и женщина обязаны дать друг другу сексуальное удовлетворение, полноценный оргазм, которому придается большое значение, хотя особой психологической близости это не предполагает.
Нормальное для европейцев половое сношение в положении лицом к лицу, некоторым неевропейским народам кажется в высшей степени неудобным и неприличным, у них принято вагинальное совокупление сзади.
Европейцы позапрошлого века, верившие в асексуальность женщины, требовали, чтобы она была неподвижна, оставляя всю активность мужчине. И наоборот, по представлениям мангаиа, женщина должна все время двигаться.
В обществах с просексуальными установками с течением времени вырабатывается рафинированная сексуально-эротическая техника, иногда (Индия и Китай) возводимая в ранг религиозного культа. Если составитель Камасутры Ватсьяяна описывает 84 коитальные позиции, то его позднейшие комментаторы довели число вариаций до 729.
Большинство дошедших до нас древних эротологий написано с мужской точки зрения, в них рассматривают женщину лишь в качестве партнера, а чаще объекта мужского вожделения. Исключение представляют некоторые тантристские секты, где женщина выступает как активное начало. Однако и в мужской эротологии существует немало вариаций. Кое-где мужчины стараются уменьшить сексуальную возбудимость женщины путем ритуального удаления клитора. Камасутра ориентирует на совместность и взаимность мужских и женских сексуальных реакций. Особенно же любопытна в этом плане древнекитайская эротология, которая ставит перед мужчиной задачу довести женщину до оргазма, самому избежав эякуляции. Смысл этого, по даосским верованиям, в том, чтобы мужчина усвоил женское начало инь и в то же время сохранил собственное жизнетворческое ян. Чем больше инь получит мужчина, не давая взамен ян, тем сильнее он станет. Обучали специальной технике coitus reservatus (разновидность прерванного полового акта), чтобы на 10 интромиссий приходилось не больше 3-х эякуляций.
Варьируется в разных обществах и эмоциональная окрашенность половых отношений. Они могут быть как любовно-нежными, так и агрессивно-враждебными. Последнее характерно, к примеру, для папуасов добу и манус. Поскольку женщин они похищают из враждебных племен, мужчинам приходится все время бояться собственных жен, и это окрашивает их сексуальность в агрессивные тона. Другой пример гуси в юго-западной Кении (Африка). Половой акт, даже между супругами, мыслится здесь как насильственное действие, в ходе которого мужчина должен преодолеть яростное сопротивление женщины, причиняя ей при этом физическую боль и унижение. Женщин поощряют сексуально раздражать и дразнить мужчин, которые получают максимум удовлетворения, когда их партнерши протестуют и плачут. Такой садистский тип сексуальности формируется в детстве, когда у девочек всякие сексуальные проявления наказываются, а у мальчиков то поощряются, то наказываются. Когда юноши после обрезания находятся в уединенном месте, туда приводят девушек, которые обнаженными танцуют эротические танцы, вызывающие у инициируемых мальчиков эрекции и, разумеется, невообразимую боль в травмированном члене. Такая себе кощунственная пытка апельсинами, точнее стриптизом по вызову, который не заказывали. А стриптизерши, смакуя страдания испытуемых, по-садистски насмехаются над бедолагами. И неудивительно, что брак у этого народа напоминает узаконенное изнасилование.
Один из традиционных сюжетов этнографии обряды и ритуалы, посредством которых общество оформляет наступление половой и социальной зрелости подростков. Инициации (так их называют специалисты) часто включают какие-то хирургические операции на гениталиях, особенно у мальчиков. По данным Этнографического атласа Мердока, такие операции практикуются в 10 % изученных обществ, и чаще всего у народов Африки, Австралии и Океании. У одних народов мальчиков подвергают обрезанию (циркумцизии круговому иссечению крайней плоти), у других субинцизии (подрезание вскрытие задней стенки губчатой части уретры, в результате чего мужчины уже не могут мочиться стоя, а делают это сидя, как женщины), у третьих (в Полинезии) суперинцизии (надрезание передней части крайней плоти без ее удаления). Каков смысл этих операций? Медицински ориентированный житейский здравый смысл объясняет их гигиеническими соображениями: смегма (сперма), собираясь под крайней плотью, часто вызывает воспаление.
И действительно, в США в 1970-х годах обрезанию подвергалось около 80 % новорожденных. Это мотивировалось тем, что смегма, скапливающаяся под крайней плотью, и обладающая канцерогенными свойствами, способствует развитию воспалительных заболеваний кожи головки члена и самой крайней плоти.
Однако большинство новейших исследований не подтверждает этого мнения. По-видимому, решающее значение имеет не само обрезание, а гигиенические навыки, соответствующие установки и материальные возможности для поддержания чистоты, достаточно надежно защищающей от возможного отрицательного влияния смегмы и без обрезания.
Но такое объяснение явно неприменимо к субинцизии. Психологически ориентированный здравый смысл утверждает, что мучительные испытания, которые мальчик должен вынести с достоинством, проверяют и укрепляют его мужество. Резонно с одной стороны. Но почему это испытание проводится именно на гениталиях? Понять это вне системы культуры невозможно.
Самый общий ответ, пожалуй, таков: посвящение во взрослое состояние означает, что мальчик становится мужчиной, отсюда и повышенное внимание к его мужскому естеству. Однако дальше начинаются научные споры. Одни исследователи связывают генитальные операции с психическим развитием индивида. Например, Зигмунд Фрейд считал обрезание символической заменой кастрации, направленной на предотвращение инцеста и сохранение сексуальных прав отца. Маргарет Мид видит в обрезании средство психологического высвобождения мальчика из-под влияния матери, символический водораздел между детством, когда ребенок находится еще во власти женщины, и взрослостью, когда он вступает в мир мужчин.
Другие этнографы объясняют мужские инициации необходимостью утверждения особого мужского статуса и поддержания групповой солидарности мужчин в противовес женскому влиянию. Недаром эти ритуалы наиболее развиты в патрилинейных обществах, где происхождение определяется по отцовской линии, и где обычно существуют замкнутые мужские союзы и тайные общества. [Патрилинейный (от латинских: pater отец + linea линия) основанный на родстве по отцовской, мужской линии. Например, патрилинейный род. Прим. авт.]
Третья группа ученых связывает ритуальное обрезание с процессом половой идентификации мальчика. По их мнению, половая идентификация это одновременно и социальный процесс (усвоение мужской общественной роли и связанных с нею прав и обязанностей), и психологический (осознание своей половой и психосексуальной идентичности). А их формы зависят от ряда конкретных условий. Там, где ребенок больше зависит от матери и теснее эмоционально связан с нею, в частности, спит с матерью в одном помещении, а его отцу это запрещено и он должен ночевать в другом месте (об этом можно судить по длительности послеродовых табу, запрещающих половую близость в течение определенного срока после родов), то мать невольно воспринимается детьми как главный распорядитель благ и ресурсов, а женская роль кажется им более властной а значит, более привлекательной.
В этих условиях суровые обряды инициации мальчиков служат своего рода противовесом детской идентификации с противоположным полом. Удаляя крайнюю плоть, которая символически рассматривается как женский рудимент (подобно тому, как клитор у девочек считается мужским элементом), [рудимент (от латинского rudimentum зачаток, начальная ступень; первоначальное значение зачаточный, более позднее недоразвитый, исчезающий, остаточный) недоразвитый орган, утративший свою функцию в течение исторического развития организмов и находящийся на пути к исчезновению. У человека к ним относятся, например, третье веко и остатки волосяного покрова на теле, прим. авт.] мужчины спасают подростка от половой неопределенности. И в этом смысле именно они, а не мать, делают его мужчиной, давая ему соответствующую половую и сексуальную идентичность, отныне он принадлежит к когорте мужчин.
У некоторых народов, например, в Судане, ритуал посвящения девочек также включает в себя некоторые довольно жестокие генитальные операции: выскабливание влагалища до появления крови, хирургическое расширение вагинального отверстия или, наоборот, зашивание его, чтобы снова открыть перед вступлением в брак; ритуальное рассечение девственной плевы; удаление (эксцизия) клитора или его части. Однако девичьи инициации распространены значительно меньше, чем мальчиковые. Почему? Однозначного ответа опять-таки нет. Может быть, допускает Игорь Кон, это следствие того, что формирование мужчины требует больших усилий не только со стороны природы, но и со стороны общества. Обряд инициации призван подчеркнуть символическое отделение подростка от матери, в чем девочка не нуждается.