Подноготная секса

Руслан Вавренюк

Подноготная секса

По примеру Альфреда Кинзи во второй половине ХХ века массовые опросы о сексуальном поведении стали более или менее регулярно проводиться почти во всех индустриально развитых странах, давая ценнейшую информацию клиницистам, социологам, психологам и педагогам. Это могут быть общенациональные опросы, охватывающие разные категории населения, но, как правило, не моложе 20 лет и претендующие на какую-то репрезентативность. Таких исследований в связи с их высокой стоимостью и трудоемкостью очень мало. Как бы тщательно ни проводились такие опросы, они никогда не могут охватить все категории населения и содержат слишком много усреднений. Они дополняются множеством специализированных исследований, имеющих дело с более узкими, зато более однородными группами, отобранными по конкретным признакам: половому (мужчины или женщины), возрастному (например, только молодежь) или социопрофессиональному (школьники, студенты, рабочие и т. п.). Хотя они кажутся частными, такие исследования порой более надежны и информативны.

Чем отличаются современные сексологические опросы от „Отчетов“ Альфреда Кинзи?

1) Их выборки, как правило, меньше, зато они состоят не из добровольцев. Это случайные выборки на основе определенных научных принципов.

2) В отличие от применявшегося интервьюирования, сегодня чаще пользуются анкетами (вопросниками), поскольку они менее трудоемки и дают, как показала специальная проверка, столь же надежные результаты. Иногда оба метода сочетают: часть большой выборки, заполнившей анкету, подвергают затем более детальному, глубинному интервьюированию.

3) Исследователи стремятся зафиксировать не только открытое поведение (поступки), но и установки опрашиваемых, их отношение к тем или иным формам сексуальности, мотивы, степень удовлетворенности и т. п., но эти явления всегда разграничиваются и могут изучаться независимо друг от друга.

4) Более тщательному анализу подвергаются социально-культурные аспекты сексуальности. В связи с этим особое значение придается однородности выборки, способам ее расчленения и т. п. Крупные опросы проводятся только при участии профессиональных социологов, часто совместно с институтами по изучению общественного мнения.

5) Особое значение придается изучению когортных (межпоколенных) различий, которые позволяют проследить динамику сексуального поведения во времени, зафиксировать черты, типичные для разных поколений. Таким образом были пересчитаны и данные самого доктора Кинзи, касающиеся мужчин, родившихся до 1900-го, в 1900-1909-м, 1910-1919-м, 1920-1929-м и после 1930 года.

Проведение таких исследований сопряжено с большими методологическими трудностями. Прежде всего, это касается вопроса о репрезентативности выборки. Любая выборка может быть репрезентативной лишь в каких-то определенных, но не во всех отношениях. Если она сделана по социально-образовательному признаку, это не значит, что она будет репрезентативной и для возрастной структуры населения или для разных типов семьи. Кроме того, в силу деликатности сексологических вопросов, далеко не все соглашаются отвечать на них. Например, в американском исследовании Мортона Ханта первоначальная выборка была социологически корректной, но ответить на заданные вопросы согласились только 20 % отобранных людей, поэтому выводы такого исследования уже не могут считаться статистически достоверными и репрезентативными, и их приходится принимать лишь условно.

Крайне сложна формулировка вопросов. К примеру, далеко не одно и то же спросить человека, в каком возрасте он „начал половую жизнь“, „имел первую интимную близость“ или „первый половой акт“. Респонденты могут вкладывать в эти слова совершенно разный смысл, причем не тот, который имеет в виду исследователь. Научные термины большинству людей непонятны, а бытовой сленг неодинаков в разных культурных средах и часто кажется грубым. Широкие понятия слишком неопределенны: например, отвечая на вопрос о „начале половой жизни“, один будет думать, что речь идет о первом половом акте, другой — о появлении эротических интересов, а третий — о начале мастурбации. Так же расплывчаты понятия „частичный“ или „полный сексуальный контакт“.

Сотрудники Альфреда Кинзи в рамках глубинного интервью могли многократно уточнять смысл вопросов и ответов. Формальная же анкета всегда оставляет место для недоговоренностей, что затрудняет сопоставление данных разных исследователей. Существенно и то, спрашивают ли человека о его сегодняшнем или недавнем сексуальном опыте или же предлагают вспомнить, что было несколько лет или десятилетий назад. Это особенно важно для изучения возрастной динамики сексуальности. Напрямик спрашивать 11-12-летних подростков об их сексуальном опыте (например, о мастурбации) не позволяет педагогический такт, к тому же они зачастую и не осознают многих своих переживаний.

Ретроспективные же самоотчеты, как доказали психологи, крайне недостоверны. Во-первых, нас может подвести память: мы легко можем отнести событие, произошедшее в 15 лет, к 12 годам или наоборот. Во-вторых, мы невольно „выпрямляем“ свой жизненный путь, подстраивая прошлое к своему нынешнему „образу Я“. Взрослый гомосексуалист вспоминает свои детские гомоэротические игры и интересы, потому что видит в них истоки своей психосексуальной биографии. И напротив, гетеросексуал обычно забывает подобные факты (если они и были), поскольку они несущественны для него и даже противоречат его нынешнему сексуальному самосознанию. В-третьих, в ответах сказывается уровень сексуальной „просвещенности“ респондента, который часто сообщает интервьюеру не то, что на самом деле было, а то, что должно было быть, исходя из общепринятых положений, как он их себе представляет.

В связи с этим даже в тех странах, где проводится много опросных исследований, научной, достоверной информации не хватает. Например, автор выполненного по заданию Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения США обзора исследований подростковой и юношеской сексуальности констатирует ряд серьезных методологических недостатков:

Как видим, как ни важны массовые сексологические опросы для уяснения вариаций и детерминант сексуального поведения, они не дают абсолютно достоверного и исчерпывающего знания и, само собой разумеется, должны рассматриваться в связи с другими источниками информации (демографическая статистика, клиника и т. п.). Впрочем, и другие типы исследований, в свою очередь, не могут обойтись без них — массовых сексологических опросов.

Психофизиология секса 

В ранних теориях сексуальности все было просто: они считали ее чисто биологической, инстинктивной. Естественная и единственная цель половой жизни, поставленная природой, — продолжение рода. Для этого люди, как и животные, наделены половым инстинктом, сексуальными потребностями.

Одни авторы, начиная с Мартина Лютера и Мишеля Монтеня и кончая французским ученым конца XIX века Шарлем Фере, отождествляли секс преимущественно с потребностью организма в освобождении от продуктов деятельности половых желез, то есть от семени. Эякуляция выглядела при этом аналогичной уринации и дефекации, а женщине отводилась пассивная роль „сосуда“. Немецкий ученый О. Эффертц утверждал, что количество половой энергии индивида ограничено. В 1894 году он даже „подсчитал“, что каждый мужчина обладает „запасом“ в 5 400 эякуляций, — чем раньше начинается и чем интенсивнее протекает половая жизнь, тем раньше она заканчивается импотенцией.

Другие считали сексуальное поведение проявлением „репродуктивного инстинкта“, потребности продолжения рода, свойственной не только мужчинам, но и женщинам. Именно так трактовал „половой инстинкт“ один из родоначальников социальной психологии англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл.

Теория полового отбора Чарльза Дарвина (1809-1882), признавая основой сексуального поведения репродуктивные потребности, ставит вопрос о природе эстетических, эротических и психологических компонентов полового влечения. Почему именно к этому объекту, а не к другому? Каковы мотивы сексуального поведения и чем объясняются такие его формы, которые заведомо не ведут к продолжению рода, например, мастурбация? Правда, ответов на эти вопросы старина Дарвин не дает.

Хостинг от uCoz