Подноготная секса

Руслан Вавренюк

Подноготная секса

Через всю китайскую классическую литературу красной нитью проходит мысль о космическом значении полового акта и его главной, решающей роли для здоровья и долголетия партнеров. Потому половой акт возвышен. „Отношения между мужчиной и женщиной — самое важное, что есть на свете“, — провозглашают в Танскую эпоху (в это время в Европе — мрак Средневековья). Мало того, правильный секс способствует достижению бессмертия. В одном китайском тексте говорится: „Из мириад [мириады (от греческого myriados — десять тысяч, несметное множество) — великое, неисчислимое множество, прим. авт.] вещей, созданных Небом, самое драгоценное — человек. Из всех вещей, дарующих человеку благоденствие, ни одна не сравнится с интимной близостью. В ней он следует Небу и копирует Землю, упорядочивает инь и управляет ян. Те, кто постигает ее значение, смогут написать свою природу и продлить свою жизнь; те, кто упустит подлинное ее значение, нанесут себе вред и умрут прежде времени“.

Отсюда подробные описания любовных ласк, техники интимной жизни, всевозможных позиций, лечебного воздействия полового акта и даже рекомендации по выбору партнера. „Искусство брачных покоев“, — так называется одна из главных книг начала эры от Р. Х. Цель полового акта — доставить другу наибольшее взаимное удовлетворение, растягивая его во времени. Это является основной гарантией долголетия. „Если Вы отказываетесь от совокуплений, Ваши жизненные силы застынут… Если Ваш нефритовый стебель (половой член) не используется, мужское естество погибает. Вот почему ему нужны регулярные упражнения“.

(А вот в Европе, наверное, об этом не ведали. К примеру, испанская королева Изабелла Кастильская (1451-1504) вошла в историю не только тем, что в ее правление были снаряжены экспедиции Христофора Колумба, фактически объединена Испания, учреждена инквизиция, завершена Реконкиста, [Реконкиста (испанское Reconquista, от reconquistar — отвоевывать) — отвоевание народами Пиренейского полуострова в VIII-XV веках территорий, захваченных арабами и берберами, получившими впоследствии общее название — мавры. Реконкиста представляла собой не только цепь военных походов, но и являлась широким колонизационным процессом — заселением и экономическим освоением опустошенных войной земель. Ее главной движущей силой были крестьяне. С Реконкистой связан процесс формирования народностей — испанской, каталонской, баскской, галисийской и португальской, складывание их национальных культур. Особая роль Кастилии в Реконкисте сказалась на формировании испанского языка, в основу которого лег распространявшийся на освобожденных территориях кастильский диалект. Прим. авт.] изгнаны евреи, а арабы насильственно обращались в христианство. Говорят, эта фанатичная монархиня запретила женщинам королевства требовать от мужей исполнения супружеских обязанностей чаще, чем 6 раз в сутки.

Однако сегодня ученые доказывают, что те, кто часто имеет половые сношения, долго остаются молодыми. И, якобы, интимные связи продлевают жизнь. Так, группа самцов крыс, которым была предоставлена возможность случки хотя бы раз в неделю, жила 734 дня. Другая же группа, которой не предоставили такой возможности, жила 578 дней — почти на четверть меньше.)

Если в европейской христианской культуре половой акт тщательно скрывается (и даже регламентируется!), то в Древнем Китае было принято во время совокупления заниматься и другими делами, вплоть до государственных. В X-XVIII веках широко практиковался секс на воздухе, когда несколько пар, занимающихся любовью, переговариваются между собой и с прохожими, а служанки читают сношающимся стихи и угощают их напитками. (Присутствие постороннего человека обычно и для японской эротической живописи.)

Воздержание считалось не только невозможным, но и недостойным, поскольку противоречило великому ритму природы, где все сущее обладает либо мужскими, либо женскими свойствами.

Безбрачие же (за которое впоследствии выступали буддистские еретики) приводит только к неврозам.

Классическая Греция — страна чистого разума, гармонии и красоты, богов и героев, философов и поэтов была страной любви и секса. Мир Гомера и Гесиода, Плутарха и Павсания, Аристофана и Софокла был миром доблестных подвигов на полях сражений и на полях любви. Им правили не только (и не столько) Зевс и Арес, сколько великая богиня всетворящей любви Афродита, о которой Лукреций Кар писал: „Ты одна управляешь вселенной“, и ее сын и неразлучный спутник Эрот.

Поэт Агафон в „Пире“ Платона произносит такую хвалу Эроту: „Кротости любитель, грубости гонитель, он приязнью богат. К добрым терпимый, мудрецами чтимый, богами любимый; воздыханье незадачливых, достоянье удачливых; отец роскоши и неги, радостей, страстей и желаний; благородных опекающий, а негодных презирающий, он в странах и в мученьях, и в помыслах и в томленьях лучший наставник, помощник, спаситель и спутник, украшение богов и людей“.

И боги, и герои, и смертные были любвеобильными бисексуалами, и это считалось совершенно естественным. И в то же время для грека жена была лишь „дупе“ — „та, которая вынашивает детей“. Демосфен по этому поводу говорил: „Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством“.

Нигде в Библии не порицается любовь, брак, сексуальные отношения.

О первом половом акте в Ветхом Завете сказано так: „Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина“. [Первая книга Моисеева. Бытие: 4:1 | Библия: Книги Ветхого Завета. Прим. авт.] Библейские комментаторы обращают внимание на слово „познал“: в иврите, оказывается, нет другого термина для обозначения полового акта.

Через всю Тору (Ветхий Завет) проходит мысль о половой любви как плодотворной силе, причем половые отношения не ограничиваются воспроизведением себе подобных. Более того, в первой книге Пятикнижия — Бытие — имеется прямой запрет мужу отказывать жене в половом акте, а в Талмуде даются указания о частоте исполнения супружеских обязанностей: для мужчины, не занятого трудом — ежедневно; для тех, кто трудится — два раза в неделю; для погонщиков ослов — один раз в неделю; для погонщиков верблюдов — один раз в месяц; для мореплавателей — один раз в шесть месяцев.

Апостол Павел, отдавший предпочтение безбрачию, тем не менее, говорит: „Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей“. [Первое послание к коринфянам святого апостола Павла | Библия: Книги Нового Завета: 7:2-11. Прим. авт.]

Однако, как известно, все течет, все меняется. Уже в начале II века римский поэт говорит, что в Риме вряд ли можно встретить целомудрие после того, как окончился золотой век. Историки считают, что среди множества причин, вызвавших падение Римской империи, не последнюю роль играли расточительность (особенно — женщин), распутство, изобилие вина и снижение мужской силы римлян.

* * *

Итак, древнейшие мифологии еще не знают идеи индивидуальной любви, человеческий организм выступает в них как часть природы, а сексуальность — как всеобщая оплодотворяющая сила. В дальнейшем, по мере становления личности, происходят постепенная индивидуализация и сентиментализация сексуальных переживаний; они включаются в круг наиболее значимых личностных отношений и окружаются ореолом возвышенности.

Однако и развитые культуры трактуют сексуальность далеко не одинаково. Одни общества видят в сексуальности, главным образом, средство продолжения рода или удовлетворения иных потребностей, другие — усматривают в ней самоценное аффективное начало, выражение чувств и эмоций. В обществах первого типа сексуальность обычно подвергается более жесткому социальному контролю и регламентации, чем во вторых.

Но и эмоциональная, чувственная сторона сексуальности трактуется по-разному. Большинству восточных цивилизаций чуждо типичное для христианства противопоставление духовного начала материальному, включая антитезу „чистой“ духовной любви и „грязной“ чувственности. Согласно древнейшим индийским верованиям, представленным в Ригведе, „желание“ было первичной космогонической силой, создавшей мир. [Ригведа: Х, 129, 4. Прим. авт.] Брихадараньяка Упанишада (VI-III века до н. э.) уподобляет человека, постигающего высшее духовное начало, мужу, пребывающему в объятиях любимой жены. [Брихадараньяка Упанишада: IV, 3, 21. Прим. авт.] Индийская Камасутра и древнекитайские трактаты, посвященные „искусству спальни“, дают подробные наставления, как получить наибольшее эротическое наслаждение.

Однако наивно видеть в древней эротологии простой прообраз современных пособий по „технике секса“, построенных по типу поваренной книги. Какой бы изощренной ни была эротическая техника древних религий, она не самодовлела, но всегда оказывалась связанной с общими религиозно-философскими ценностями. В ведических, тантристских и индуистских текстах чувственность рассматривается, главным образом, как средство духовного самораскрытия и освобождения человека. В Китае акцентируются скорее рациональные, инструментальные соображения — удовлетворение любовной страсти полезно для здоровья, получения здорового потомства, достижения душевного равновесия, а также укрепления семьи. Как и прочие элементы китайской культуры, здесь все регламентировано: и коитальные позиции, и количество сношений, и условия зачатия. Принятие чувственности не означает отказа от контроля и самоконтроля. Как гласит старокитайский трактат, „искусство спальни образует вершину человеческих чувств, оно указывает высший путь — дао. Поэтому совершенномудрые правители древности выработали детальные правила половых сношений, чтобы регулировать внешние наслаждения человека и тем самым умерять его внутренние страсти… Тот, кто управляет своими сексуальными наслаждениями, будет жить в мире и достигнет старости. Если же он отдастся во власть этих наслаждений, пренебрегая изложенными правилами, он заболеет и повредит собственной жизни“.

Хостинг от uCoz