Подноготная секса

Руслан Вавренюк

Подноготная секса

Наш добрый старик Фрейд считает сущностью любого удовольствия снятие болезненного напряжения. В „Трех очерках по теории сексуальности“ он, предвосхитив на несколько десятилетий научные достижения, прямо говорит о химической природе сексуального напряжения: „Мы вправе полагать, что промежуточные части половых желез производят химические вещества особого рода, которые, переносимые течением крови, приводят определенные части центральной нервной системы в состояние сексуального напряжения“. И далее: „Когда мы отличаем энергию либидо от любой другой психической энергии, мы полагаем, что сексуальные процессы организма отличаются от функции питания своим особым химизмом“. И действительно, сегодня достаточно изучены половые гормоны, их влияние на все процессы жизнедеятельности человека, известны регуляторные механизмы: кора больших полушарий — гипоталамус — гипофиз — половые железы — кора больших полушарий.

Уделяя большое внимание биологической сущности человека, Зигмунд Фрейд делает очень важный вывод о „граничном положении психоанализа между биологией и психологией“. Сексуальное желание обусловлено не только физиологическими (хотя это очень существенно), но и чисто психологическими потребностями. Любовь и сексуальность неотделимы, они относятся к высшему уровню наших потребностей, ибо они дают возможность достичь расцвета личности, самореализации. „Любить женщину, писать иероглифы, создавать картину, сочинять стихи, пить вино — все это по природе своей одинаковые деяния“, — мнение Чэнь Хуншоу, представителя древнекитайской цивилизации.

Один из крупнейших современных психологов Эрик Берн пишет: „Нормальный секс — это любое взаимное наслаждение, получаемое двумя свободными и информированными партнерами, которое доставляется телом, обычными облачениями и украшениями партнера“. Но не только! Возвращаясь к бессмертной истории Элоизы и Абеляра, вспомним, что влюбленная женщина в любви нашла не только наслаждение, любовь сделала ее индивидуумом, даже — личностью. „Я предпочитала любовь супружеству, свободу — семейным оковам“, — написала она возлюбленному уже в 1138 году. Она — монашка, а он — монах-философ.

Одна из величайших книг о любви — работа Эриха Фромма „Искусство любить“, американского философа, психолога и социолога немецкого происхождения, главного представителя неофрейдизма. Пути выхода из кризиса современной цивилизации ученый видел в создании „здорового общества“, основанного на принципах и ценностях гуманистической этики, среди которых высшая — любовь. Автор придает первостепенное значение познанию друг друга, взаимному уважению и полному самовыражению, самопознанию. Он считает, что подлинная любовь — это „союз, при котором сохраняется цельность и индивидуальность человека“. Желание исследователя довольно необычно, потому как большинству из нас не присуще: „Я хочу, чтобы любимый раскрывался ради себя самого, а не для того, чтобы лишь дополнять меня“.

„Любовь — это индивидуализированное чувство, направленное на определенный объект, на одну женщину или на одного мужчину. Другая или другой не могут заменить любимого.

Половое чувство — это не индивидуализированное чувство, тут годится всякий более или менее подходящий мужчина, всякая более или менее молодая женщина.

Любовь — орудие познания, она сближает людей, открывает пред одним человеком душу другого, дает возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил. Любовь — это признак породы. Это — орудие совершенствования расы. Когда из поколение в поколение люди любят, то есть ищут красоты, чувства взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип эволюционирующий, восходящий. Когда из поколения в поколение люди сходятся как попало, без любви, без красоты, без чувства взаимности или по соображениям, посторонним любви, из расчета, из экономических выгод, в интересах „дела“ или „хозяйства“, то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо любви у них вырабатывается половое чувство, безразличное и не служащее отбору; не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но, наоборот, теряющее ее. Тип мельчает физически и нравственно вырождается.

Любовь — орудие отбора. Половое чувство — орудие вырождения“.

Из этого прекрасного определения, которое дает П. Д. Успенский в своей книге „Tertiurm Organum“, видно, какое великое значение в мироздании и эволюции жизни имеет истинное, не искаженное чувство любви между мужчиной и женщиной. В таком чувстве, как в сильном световом фокусе, сходятся все лучшие человеческие устремления, отражаются все его высшие эмоции и чувства, зарождаются прекрасные творческие идеи. Горением божественного огня любви человек преображается, улучшается, облагораживается и совершенствуется. Высшее назначение любви состоит именно в том, чтобы животное превратить в человека, человека приблизить к Богу.

Одна из лучших популярных книг по сексологии — „Радость секса: Книга о премудростях любви“ Алекса Комфорта. Автор пишет: „Наша книга и о любви, и о сексе. Полноценный [выделено мною, прим. авт.] секс невозможен ни на какой другой основе: или вы любите друг друга и поэтому вступаете в половые отношения, или вы вступаете в половые отношения и поэтому любите друг друга, или и то и другое одновременно. Не имеет смысла доказывать это. Как нельзя приготовить пищу без огня, точно так же невозможно заниматься любовью без ответного чувства, обратной реакции (возможно, по этой причине мы говорим „заниматься любовью“, а не „заниматься сексом“). Секс — это та область, где мы можем научиться обращаться с людьми по-человечески“.

Однако все же необходимо помнить, что любовь — это один из источников счастья, но не единственный. Об этом прекрасно (и, как мне кажется, исчерпывающе) сказал Эрих Фромм: „Счастье не дар богов, а создается усилиями собственной внутренней продуктивности. Счастье и радость — это не удовлетворение потребности, проистекающей из физиологической или психологической недостаточности; они не освобождение от напряжения, а спутники всякой продуктивной деятельности: в сфере мышления, чувств или поступков. Радость и счастье не различные состояния; они отличаются только тем, что радость связана с переживанием единичного факта, а счастье, можно сказать, постоянное или нераздельное переживание радости. О „радостях“ мы можем говорить во множественном числе, о „счастье“ — только в единственном. Счастье свидетельствует о том, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования: оно в продуктивной реализации его возможностей, а тем самым одновременно — в единстве с миром, при сохранении, однако, целостности (и суверенности) собственной личности. Продуктивно расходуя свою энергию, он увеличивает свои силы, он „горит, не сгорая“. Счастье — критерий высшей степени искусства жить, показатель высшей степени добродетели в том смысле, какой она имеет в гуманистической этике“.

Итак, что мы имеем?

Эрос = физиологическая любовь + психологическая любовь.

Половое чувство (влечение) = физиологическая любовь – психологическая любовь.

Или:

Эрос = секс + любовь.

Половое чувство (влечение) = секс – любовь.

Рождение сексологии 

Что такое сексология? Даже большинство образованных людей считают ее разделом медицины, молчаливо отождествляя с сексопатологией. Она вроде бы и есть, но о ней толком никто ничего не знает. Впрочем, именно поэтому и процветает в нашей цивилизации сексопатология. И не потому только, что современные знания о человеческой сексуальности — только верхушка айсберга, об огромных размерах которого мы можем лишь догадываться. Даже те скудные сведения о сексе, которые сегодня имеет наука, до масс почему-то не доходят. В причинах этого я и попробую разобраться.

Между тем с самого своего возникновения слово „сексология“ обозначало междисциплинарную, даже энциклопедическую, отрасль знания. В 1909 году известный русский литератор Василий Розанов, рецензируя книгу Огюста Фореля „Половой вопрос“, выразил удивление, почему ни один немец с характерной для этого народа любовью к теоретизированию и классификации до сих пор не придумал слова „сексуалогия“, обозначающего особую науку „о поле“ или „о полах“.

Уважаемый писатель, не будучи специалистом в данной области знаний, не знал, что такой немец уже нашелся еще два года назад. В 1907 году Иван Блох в книге „Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре“ провозгласил создание новой „науки о поле“ (sexualwissenschaft), подчеркнув, что она должна синтезировать данные всех наук о человеке, включая общую биологию, антропологию, этнологию, философию, психологию, медицину, историю литературы и культуры.

Разумеется, рождение термина и создание отрасли знания — не одно и то же. Тем более, секс появился не сегодня, и не вчера, и даже не позавчера.

Мифология о полах 

В системе полового символизма есть свои транскультурные константы и универсалии. Символизация мужского и женского начал в древних мифологиях довольная близка к теории В. А. Геодакяна, по которой мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский — сохранение и устойчивость. Во многих мифологиях мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Например, в древнекитайской мифологии женское начало „инь“ и мужское начало „ян“ трактуются как полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово „инь“, которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а „ян“ — свет, сухость, твердость и активность. Соединение мужчины с женщиной — то же, что космический брак Неба с Землей во время грозы.

Хостинг от uCoz