Похождения православных святых не менее фантастичны. Например, Никита Столпник, будучи младенцем, отказывался сосать грудь своей матери в те дни, когда она ела мясо. Святой Иван Новгородский загнал искушавшего его беса в сосуд с водой, висевший в келье, и согласился выпустить злого духа на свободу лишь после того, как тот обещал его прокатить на себе. Оседлав беса, Иван в одну ночь слетал в Иерусалим и вернулся обратно. Вплоть до начала XX века в Новгороде показывали рукомойник, в который Иван, якобы, заключил беса. Когда в келье святого Конона бесенята начали проказничать, то он посадил их в кувшин.
Макария Египетского попросили узнать у покойника-торговца, где тот спрятал золото. Святой пошел на кладбище и обратился к умершему:
Где положил ты золото?
В доме моем, в ногах постели, якобы ответил мертвец.
Церковные сказки о похождениях разбойников, ставших святыми, и о приключениях блудниц, сделавшихся праведницами, в ярко-пестрых обложках в миллионах экземпляров распространялись в России.
Фридрих Энгельс писал, что расчетливые попы в лице святых вернули крестьянству, поклонявшемуся языческим богам, его многочисленных богов покровителей, которые, например, у римлян имели такую строгую специализацию, что даже у сточных труб-клоак была покровительница богиня Клоакина. Католические святые также владели самыми разнообразными специальностями: Андрей показывает девушкам их будущих мужей, Екатерина помогает выйти замуж, Сабина спасает от любовных страданий, Валентин покровительствует влюбленным, Иосиф браку. Огромное множество святых является целителями: Агафия помогает от болезни матки, Аполлоний от зубной боли, Елена от кровоточия, Рох от заразных болезней, Власий от отравлений, Губерт от укуса бешеной собаки.
Сегодня мы можем приобрести брошюры, из которых можно узнать, что, например, святой Адалард помогает от тифа и лихорадки, а Сервелюс от паралича. В этих листовках перечисляются сотни
При получении специализации не обходилось и без курьезов. Вот, например, как святая Цецилия стала покровительницей музыкантов. Началось с того, что на картинках, напечатанных пятьсот лет назад, изображалась свадьба Цецилии. Какому-то художнику вздумалось изобразить на картинке орган. Впоследствии стали рисовать и музыкантов. В конце концов, Цецилия утвердилась как покровительница музыки. Святую Екатерину изображали привязанной к колесу пыток, поэтому ее объявили покровительницей каретников. О святой Варваре в легенде говорится, что она была заключена своим отцом в башню. Поэтому на старинных изображениях святой можно увидеть башенку. Это дало повод почитать Варвару как покровительницу строителей и артиллеристов (?). На картинках, изображавших святого Витта, рисовали маленький котел со смолой, в который его, якобы, бросили. Потом этот котел стали принимать за ночной горшок, а Витта стали считать покровителем маленьких детей, якобы, заставляющим их просыпаться ночью, чтобы не мочились в постели. Этому же святому иногда молятся католики, боящиеся проспать.
В Средние века на полотнах, изображающих Христа, восходящего на Голгофу и изнывающего под тяжестью креста, рисовали ангела, поддерживающего сына Божьего. Внизу под полотном было написано Verus iconica, что в переводе с латыни означает истинный образ. Эту надпись со временем стали истолковывать как имя ангела то ли Вероника, то ли Вероника. Впоследствии же, изменив пол, он превратился в святую Веронику, покровительницу всех казнимых.
Данную тему не мог обойти своим вниманием известный церковный реформатор Мартин Лютер: Святой Людовик когда-то при жизни из дурного пива сделал хорошее, по смерти мы назначаем его пивоваром. Из сказания о святой Анне мы выбрали только то обстоятельство, что она обедневшему игроку возвратила богатство, и поэтому просим у нее земных благ. Купцы имеют своего бога святого Еразма, беременные женщины обращаются к святой Маргарите. В России как-то распространялась листовка Каким святым от каких болезней молиться и когда память их? В них утверждалось, что святой Бонифатий и Моисей Мурин помогают от винного запоя, а Гурий от несправедливой ненависти мужа.
Мои читатели и читательницы, тезки знаменитого святого, могут гордиться именем своим. Потому как Валентин в переводе с латинского сильный.
Католическая энциклопедия указывает трех святых с этим богатырским именем. Они указаны в мартирологе под 14 февраля.
Православный церковный календарь также упоминает трех Валентинов: мученика Валентина Доростольского (пострадавшего 7 мая 228 года), пресвитера Валентина Римлянина (казненного 19 июля 269 года) и епископа Валентина Интерамского (Италийского) [казненного предположительно 12 августа 273 года].
Как видим, февралем, тем более 14 числом или же 15-м, здесь и не пахнет. Однако все указывает на то, что это одни и те же лица, просто конкурирующие церкви памятные даты не согласовали. Интересно, как отреагировали бы сами святые Валентины, воскреснув, если бы им сказали, что они одновременно являются и католиками, и православными. Впрочем, они и ведать не ведали, что такое католицизм и православие. Ведь злополучное разделение христианства (так называемая схизма [от греческого schisma расщепление, прим. авт.]) на эти две ветви произошло как минимум лет через 800 в 1054 году (правда, поползновения этой злополучной схизмы, отрыжки звездной болезни зарвавшихся церковных наполеончиков, возомнивших себя богами, начались еще в 867 году; ну а закончилась агония единого христианства в 1204 году).
Однако сонм святых Валентинов этим не ограничивается. Вездесущие светские источники называют и других их тезок. Равноапостольный Валентин V века, один из первых христианских миссионеров Южной Германии. Еще об одном Валентине известно лишь, что он был убит в Африке. Есть даже святая мученица Валентина, родом из Кесарии, пострадавшая 23 февраля 308 года. Вот и февраль легок на помине, да не тот день.
Я не сомневаюсь в том, что некоторые журналисты готовы на любую придумку, лишь бы обратили внимание на их публикацию. Посудите сами, не высосана ли из пальца следующая информация? Существует и версия, что реальным прообразом святого послужил некий умерший в 1926 году актер Рудольфо Валентино, считавшийся богом любви и идеалом любовников.
Как бы там ни было, World Book Encyclopedia, игнорируя эту когорту Валентинов, все же останавливается на следующем варианте: День святого Валентина происходит от праздника, посвященного двум христианским мученикам, носившим это имя.
Хронология, которую я сейчас приведу, мне пока не совсем понятна. К тому же неясно, о каком святом Валентине речь идет. Но все же, думаю, список этот стоит огласить именно сейчас.
Итак, в XV веке католическая церковь канонизировала отца Валентина. День его памяти 14 февраля.
В 1969 году этот день появился как праздничный в Римском церковном календаре. (Тогда как же расценивать указ папы римского Геласиуса 496 года?)
Память святого Валентина чтилась 14 февраля в качестве обязательной для всей католической церкви до литургической реформы 1960-70-х годов. В настоящее время эта традиция сохраняется в ряде католических регионов.
Может, дальнейшее расследование вставит логическое звено в эту шаткую цепь событий?
В житие пресвитера Валентина Римлянина сказано о том, что в 269 году он был обезглавлен по приказу императора Клавдия после того, как обратил в христианскую веру императорского сановника (советника?) Астерия [в Православной церкви день памяти священномученика пресвитера Валентина Римлянина 19 июля 269 года]. С ним пострадали за веру сам Астерий, а также мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин и иные многие в Риме.
Святые мученики Марин и Марфа и их сыновья Аввакум и Авдифакс были родом из Персии. Они прибыли в Рим для поклонения гробам святых апостолов Петра и Павла. Находясь в Риме, святые посещали христиан, заключенных в темницах, и тайно хоронили тела замученных за свою веру. Узнав об этом, император Клавдий II приказал схватить паломников. Увидев в них твердое исповедание веры Христовой, и получив отказ принести жертву языческим идолам, он приказал подвергнуть их жесточайшим пыткам. Сначала Марина, Аввакума и Авдифакса подвесили и их тела уродовали железными когтями, затем их ребра опалили огнем. Марфа, жена и мать казнимых, укрепляла их увещаниями мужественно переносить страдания за Христа. После чего отцу и сыновьям отсекли руки и повесили их на шеи мучеников. В таком виде они были водимы по городу. Столь изощренную казнь завершили рассечением их тел мечом. А Марфу утопили в реке.