Как мне показалось, последний абзац требует уточнения. Папу Римского, во время правления которого был введен День святого Валентина, мы неверно называем Геласиусом. Близки к истине те, которые называют его на итальянский манер Джелазио. Согласно списку пап, официально принятым католической церковью (Annuario Pontificio, citta del Vaticano, 1969), в 492-496 годах правил Папа римский Геласий I.
(Кстати, именно в этом, V веке римские епископы присвоили себе то ли название, то ли титул папа (от греческого pappas отец, наставник).
Теперь от списка пап к списку святых. Шепну я вам на ушко по секрету всему свету: у католической церкви покровителя всех влюбленных как раз только и не хватало.
Как у Папы римского (императора, царя, короля, султана) были кардиналы (министры, визири), так и у Бога полагалось быть святым. В старину говорили: Через святых до Бога, через людей до царя. Чиновники помогали исключительно за взятки, без них нельзя было ничего добиться. И святые тоже посредники, они могут передать просьбу Богу. И их нужно замаливать, чтобы они заступились перед Богом, словечко замолвив.
Каждому новорожденному церковь давала святого покровителя, именем которого он был назван при крещении.
Святых было так много, что в старину говорили: не знаешь, какому святому молиться. В католической церкви 20 тысяч святых и 200 тысяч блаженных! Православная церковь не дотягивает до своей конкурентки, но на пяты ей все же наступает, сопя в затылок. Ее календарь Полный месяцеслов упоминает поименно около 5 тысяч святых и до 185 тысяч без имени. Только семь дней в году не имеют прикрепленных к ним святых, а на иные дни приходится несколько.
Каково же происхождение почитания святых? В древности верили, что умершие предки могут после смерти оказывать помощь. Среди них существовала даже специализация: один, якобы, помогает вызвать дождь, другой обеспечивает урожай, третий лечит и т. д.
Древние греки обожествляли предков-героев, считая их ходатаями за людей перед богами. Писатель II века Апулей поучал: Через них наши желания и наши заслуги становятся известны богам Они передают богам молитвы людей, а людям милость богов; они ходатаи за людей и посланники богов. Были установлены дни празднования каждого героя, в их честь совершались жертвоприношения и устраивались шествия с их мощами. К героям обращались с молитвами, их именами нарекали новорожденных, а статуи их помещали в домашних божницах.
Этот языческий культ предков оказал влияние на возникновение почитания христианских святых, появившихся в III-IV веках. Христианство, писал Фридрих Энгельс, могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых.
Оказывается, поражает нас Л. Емелях в своей работе Происхождение христианского культа, многих христианских святых в действительности никогда не было. Просто языческим богам горным, речным, лесным и другим духам присвоили христианские имена. Так, Зевс, благодаря своему прозвищу Никифор победоносный, превратился в святого Никифора, вестник богов Гермес и его римский двойник бог торговли Меркурий в святых Гермеса и Меркурия, римский бог Сильван (лесной) стал святым Сильваном, Аполлон святым Аполлоном, бог вина Дионис святым Дионисием, бог Никон святым Никанором, бог плодородия Приап святым Тихоном, египетский Осирис Онуфрием, Кастора и Поллукса заменили Козьма и Домиан, Нептун стал Николаем. Так, под новыми обличьями и новыми именами у христиан модифицировался культ языческих богов.
Произошло и превращение богинь. Великая мать древних греков богиня Деметра стала святым Димитрием, римская Церера, по прозванию Флава (русая), святой Флавией. Богиня цветения Флора, управлявшая растительным миром, превратилась в святого Флора, а лавровые ветви, которые приносили в ее праздник, в святого Лавра. На Руси Флор и Лавр стали покровителями лошадей. Древнегреческая богиня любви Афродита имела прозвища Пелагея (морская) и Маргарита (жемчужина). Впоследствии христиане создали культ святых Пелагеи и Маргариты. На острове Кипр почитают даже богородицу Афродитес. Одну из статуй богини охоты Дианы называли Дианой Пудика, что значило по-латински Диана стыдливая. Христиане превратили Диану Пудика в святого Пуда.
Большинство католических святых это папы и епископы, короли и дворяне. Католики почитают святыми 215 королей и 566 аристократов. В книге католического монаха Якова де Ворагина о святых, написанной в 1238 году, из упоминаемых в ней 134 святых 39 пап, патриархов и епископов, 26 других представителей духовенства и 69 аристократов и богачей. Православная церковь чтит 242 русских святых, из них 46 царей, князей, княгинь и их детей, 1 боярина, 8 купцов и 162 принадлежат к высшему духовенству. Только трех крестьян церковь признала святыми. Женщин среди святых только 10: две великие княгини, 7 княгинь и одна боярыня.
Особенно много среди святых основателей монастырей, в почитании которых были заинтересованы монахи. Так, в числе 166 святых, канонизированных в период с XVI века до 1917 года, их было 97. Церковный историк Е. Е. Голубинский откровенно писал в книге История канонизации святых в русской церкви, изданной в 1903 году, что бывали случаи произведения во святые обманом и за деньги Ловкий и смелый настоятель монастыря сочинял несколько чудес, будто бы совершившихся при гробе основателя монастыря, и доносил о них надлежащей власти, которая посылала для проверки известий о чудесах одного следователя или комиссию следователей из двух-трех лиц. Игумен подкупал следователя или следователей, и, таким образом, основатель монастыря и был канонизирован.
Православная церковь чтила 19 юродивых и столпников, будто бы годами стоявших на столбах, спавших в болоте, ходивших голыми, чтобы на примере их жизни учить трудящихся смирению. Все эти пустынники и молчальники, которые изнуряли свое тело бесполезными страданиями, приобретали святость, ничего не делая, презирая труд. Один поэт как-то изрек бескомпромиссно о них: Я ненавижу всех святых, они заботятся мучительно о жалких помыслах своих, себя спасают исключительно.
Духовенство изощрялось в вымыслах о лишениях и страданиях святых с целью примирить верующих трудящихся с их тяжелой долей, порожденной эксплуатацией. У столпников, если верить описаниям их жизни, неподвижность доходила до того, что в волосах у них птицы свивали гнезда. Возможно, что многие такие подвижники страдали от психических болезней. В житиях святых говорится, что некоторые подвижники десятилетиями жили в собачьих конурах. Прокопий и Иоанн Устюжские, Исидор Ростовский спали на куче навоза. Были и такие, что лежали голыми в болоте, отдавая на съедение гнусу свое тело, или никогда не мылись. Согласно житиям, Савва Вишерский принимал скудную пищу только раз в неделю, Серафим Саровский объяснялся с монахами знаками, а, выходя из кельи, закутывал голову одеялом, дабы не видеть грешного мира. В житии Исаакия Многострадального рассказывается о том, что он много лет блудодействовал, а затем стал замаливать свои грехи, морил себя голодом, холодом и, наконец, отрезал и закопал в землю блудную часть своего тела.
Вот мнение русского живописца Ильи Репина по этому поводу в одном из его писем: Были же в разные времена чудаки: молчальники всю жизнь, постники добровольные, затворники, целомудренники, это могут себе позволить выродки, но простые обыкновенные люди себя переделать не могут.
Культ святых основан на вере в их способность творить чудеса. В католической церкви для причисления кого-либо к лику святых требуется доказательство, что он после смерти сотворил не менее двух чудес.
Известный русский историк Николай Костомаров говорил своему коллеге Дмитрию Корсакову:
Все жития святых, а в том числе и русских, составлены по одному рецепту: для изображения чудес святого брались готовые образцы чудес Ветхого и Нового заветов. Так, например, эпизод с пророком Ионой во время плавания корабля по морю являлся образчиком и для чудес святого Николая, Мирликийского чудотворца, и для чудес Исидора Вердислова, ростовского святого. То же влияние видно и в других житиях ростовских святых: Леония, Исайи, Авраамия, Петра, царевича Ордынского и прочих.
Составители житий католических святых широко использовали описания чудес из народных сказаний, даже из арабских сказок о приключениях морехода Синдбада. Для биографий Варлаама и Иосафа пригодились легенды о Будде, который по-арабски называется Иосаф. Описание жизни Георгия Победоносца скроено из рассказа о египетском боге Горе.
Какие только небылицы не приписывались католическим святым! Так, мученик Роман продолжал говорить даже после того, как у него во время пытки вырвали язык, а некоторые мученики говорили, держа в руках свою отрубленную голову. Святой Винцент Феррье воскресил разрезанного на куски и сваренного ребенка. Один святой, будучи еще в материнском чреве, беседовал с матерью. Когда однажды она пустилась бежать, он взмолился: Мать, не беги так скоро, это может мне повредить.