Постепенно в Иудее сложились три религиозно-политические группировки: высшая жреческая знать, из которой комплектовался синедрион, и выбирались, вернее назначались римлянами, верховные жрецы иерусалимского храма первосвященники, называемые саддукеями; фарисеи низшее жречество учителя и толкователи закона, кичившиеся дотошным исполнением всех религиозных правил, обрядов и церемоний; сектанты, жившие в особых поселениях и пустынных местах, и занимавшие оппозиционную по отношению к жреческой знати позицию, ессеи.
Среди иудеев Палестины и некоторых областей восточного Средиземноморья существовали и другие секты назареи и терапевты, которые, подобно ессеям, хотя и сохраняли веру в бога Яхве, но не признавали официальных обрядов, установленных иерусалимским жречеством.
К началу современного летосчисления в Иудее сложилась богатая религиозная литература, называемая иерусалимским жречеством торой (законом) или Священным писанием. В священные книги входили миф о создании богом Яхве Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира и первых людей Адама и Евы, эпические сказания о легендарных предках и древних вождях, летописные своды и эротическая лирика, пророческие сочинения, предсказывавшие освобождение с помощью посланного Яхве агнца (Мессии), вождя-освободителя, который уничтожит господство злых и установит тысячелетнее царство бога в Иерусалиме; который не только освободит народ Яхве от иноземного ига, но и сделает его первым народом земли. (Одно из сочинений подобного типа, написанное в начале 69 года, сохранилось и вошло в число священных книг христианства под названием Апокалипсис Иоанна.)
В середине I века Римская империя пережила тяжелый политический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстаний и жестокую гражданскую войну.
Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее. Восстания против римлян и связанной с ними иудейской знати вспыхивали неоднократно, но в 66 году восстание охватило всю страну. Повстанцы изгнали римские отряды из Иерусалима и других местностей Палестины.
Однако спустя 7 лет римские легионы, мобилизовав силы, взяли штурмом Иерусалим и сожгли его. Многие тысячи иудеев были проданы в рабство.
Тысячи других бежали из земли обетованной. Большинство переселенцев осело в богатых торговых городах Малой Азии, но некоторые поселились в Греции, Италии и Македонии.
Культ иудейского бога Яхве сначала получил широкое распространение в восточной части Римской империи, а с I века и в самой Италии.
Это было связано с появлением во многих городах Сирии, Малой Азии, Греции, Италии (с I века до н. э.) поселений иудейских ремесленников, купцов и воинов. Где бы ни проживали выходцы из Иудеи, они продолжали почитать своего бога Яхве. (Многочисленное иудейское население вне пределов собственно Иудеи получило название диаспоры [диаспора по гречески рассеяние].)
Культ Яхве получил новое развитие с появлением в диаспоре представителей той волны эмиграции, которая накатилась из Иудеи после подавления восстания в 73 году.
Неудачный исход вооруженной борьбы с римлянами, тщетность надежд на появление Мессии вызвали среди угнетенного населения провинций Римской империи чувство глубокого разочарования, стремление найти утешение в вере, в таинственном и чудесном. Во всех классах должно быть известное количество людей, пишет Фридрих Энгельс, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия, ни школа Эпикура Утешение должно было выступить именно в религиозной форме.
Создалась весьма благоприятная обстановка для проповедей новых религиозных учений. Фридрих Энгельс продолжает: Не только Палестина, но и весь Восток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых господствовала, можно сказать, прямо по Дарвину борьба за идейное существование.
В западных провинциях Малой Азии, а также в соседней с ними Македонии и в Александрии среди низших слоев городского населения стали возникать общины, члены которых верили, что обещанный Яхве Мессия помазанник божий, по-гречески Христос, приходил на Землю. Но он явился не в виде победоносного военного вождя, а как скромный проповедник, принесший людям духовное освобождение, призывавший к миру, милосердию и всепрощению.
Каноническая версия истории раннего христианства представляет развитие первых христианских общин как единого течения, от которого иногда ответвлялись группы заблуждавшихся и искажавших учение Христа и его апостолов, и создававших неправильные еретические толки.
Впервые такое освещение этих событий дал в IV веке епископ Кесарийский Евсевий в своей Церковной истории. И это не удивительно, поскольку в то время по заказу высших христианских иерархов была мистифицирована чуть ли не вся история человечества! И эта мистификация из разряда не самых страшных. И хотя многие манускрипты тех времен были уничтожены или засекречены Ватиканом, но все же ее преступный подлог легко развенчивается другими источниками, до которых щупальца католического престола не дотянулись или их истинная ценность была им недооценена.
Как бы там ни было, анализ древнехристианской литературы и свидетельств античных авторов показывает полное несоответствие этой картины с действительной историей раннего христианства.
В то время существовали различные общины верующих во Христа, но зачастую их религиозные представления сильно отличались друг от друга, и никакого единого общепризнанного учения о Христе еще не существовало. Отдельные проповедники, переходившие из общины в общину, излагали учение Христа, опираясь на различные религиозные сочинения. Одни верили в скорое вторичное пришествие Христа и призывали отказаться от семейной жизни и всех жизненных благ, готовясь к концу мира. Другие придерживались более спокойных представлений.
Иудеохристиане считали, что, прежде чем стать членом христианской общины, вступавший в нее должен принять иудейскую религию и совершить все принятые обряды.
Против них выступали сторонники проповедника Павла, настаивавшие на том, что учение Христа является заменой древнеиудейской религии, а потому новые члены христианских общин не обязаны выполнять иудейские религиозные обряды.
Все выше перечисленные группы и ряд их ответвлений вели между собой ожесточенную полемическую борьбу, в которой лишь постепенно получали преобладание сторонники взглядов апостола Павла и евангельских повествований. На рубеже II-III веков они стали считать себя единственными истинными, ортодоксальными христианами, называя представителей других течений заблуждающимися, еретиками.
Сначала члены христианских общин собирались на свои молитвенные собрания в ночные или раннеутренние часы. Зачастую эти сходки происходили в укрытых от посторонних глаз местах, в загородных домах, сараях, иногда в склепах умерших общинников, подземных кладбищах катакомбах. Собиравшиеся пели хором гимны в честь Христа, слушали поучения и проповеди любого, кто считал себя орудием духа Бога, читали повествования о Мессии. Заканчивались богослужения скромной общей трапезой, состоявшей из белого хлеба и разбавленного водой красного вина.
До середины II века не было никаких изображений Мессии и других персонажей христианской мифологии. Теперь же появились иллюстрации, на которых Христос изображался в виде доброго пастыря, несущего на плечах заблудшую овцу, или же в виде молодого мужчины с длинными, спускающимися на плечи, русыми волосами и небольшой бородкой, одетого в розовую тунику с наброшенным на нее голубым плащом. Позднее появились изображения его матери с ребенком на руках, заимствованные из культов Кибелы и Исиды, проповедника Иоанна Крестителя и апостолов. Впервые подобные картины появились в Александрии египетской в III веке на стенах уже специальных молельных домов или на досках, украшенных цветами, перед которыми верующие ставили зажженные светильники.
А тем временем появляются особые, праздничные богослужения, проводимые по специальному ритуалу.
Особенно торжественно отмечался праздник в честь воскресения Христа. Этот праздник христиане, так же как и древние евреи, стали называть Пасхой. Ритуал инсценировки смерти и погребения Мессии был заимствован из аналогичных празднеств в честь Осириса. Радость по поводу воскресения Христа заканчивалась общей трапезой. Однако теперь ее трактовали иначе. Она стала изображать мистическое единение верующих с божеством путем поедания куска тела бога (кусочек белого хлеба) и его крови (глоток красного вина).
Христианские общины первоначально состояли из низших слоев городского населения рабов, вольноотпущенников, ремесленников и торговцев. Теперь же, в результате обострения социально-политической обстановки в Римской империи, к христианам стали примыкать многие знатные и состоятельные рабовладельцы, воины и чиновники.