Кроме того, на протяжении всего XV века, параллельно с ксилографией, развивается углубленная гравюра на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались резцом [штихелем]). Первый опыт применения такой технологии принадлежит англичанину У. Кэкстону из Брюгге (Бельгия, 1475 год). А 2 года спустя флорентийский типограф Н. ди Лоренцо впервые отпечатал на одном листе гравированные на металле иллюстрации и текст с наборной формы.
Таким образом, уже в XVI веке полиграфия приобрела характер развитой мануфактуры. В XVI-XVIII столетиях обильные снегопады в иллюстрационной полиграфии просто не прекращались. Возникло множество различных способов изготовления иллюстрационных форм так называемой глубокой печати, названиями которых забивать моего читателя было бы излишним. Скажу лишь, что в конце XVIII века появились новые способы изготовления печатных форм. Это торцовая ксилография, изобретенная английским гравером и иллюстратором, мастером гравюры на дереве Томасом Бьюиком в 1780-е годы. И литография, изобретенная немцем А. Зенефельдером в 1798 году.
При торцовой технологии [когда на досках поперечного распила из твердых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске] комбинации штрихов позволяли создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. (Еще тогда мастера применяли обрезную ксилографию, когда на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом. Этому виду ксилографии были присущи контрастные соотношения белого и черного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание.)
Литография (от греческих: lithos камень + grapho пишу, черчу, рисую) способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу. Эта технология прообраз так называемой плоской печати.
Печатной формой в литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.
Изобретатель литографии в 1806 году в Мюнхене открыл первую литографскую мастерскую. Подобные мастерские были открыты в 1816-м в Париже и Санкт-Петербурге, а еще через 6 лет в Лондоне. В том веке литографический способ печати широко применялся для воспроизведения картин, книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и, надо полагать, открыток. Печатание многотиражных оттисков производилось на плоских литографских печатных машинах, а единичных экземпляров художественных эстампов [Французское estampe от итальянского stampa печать, оттиск литографский или гравюрный отпечаток являющийся станковым произведением художественной графики. Так обычно называют подписной оттиск печатной формы, выполненной самим художником. Реже мастером-гравером или литографом. Прим. авт.] на ручных литографских станках. В дальнейшем появились всевозможные модифицированные аналоги этой классической литографии, которые все же в 30-е годы прошлого столетия были вытеснены более совершенной офсетной печатью. И сегодня литография, утратив свое промышленное значение, остается станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.
Не будем сейчас гадать, был ли век XIX благоразумнее своего последователя. Однако очевидно даже для неискушенного в истории науки и техники читателя, что он выбрал не ядерную, а ядреную зиму, продолжая стремиться к наращиванию критической массы своего снежного ядра. С изобретением немцем Фридрихом Кенигом в 1811 году печатной машины началась промышленная революция в книгопечатании. (29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер лондонской газеты Таймс [800 оттисков в час, вместо 150 на ручном станке]. И, кстати, именно изобретатель печатной машины (со своим компаньоном А. Бауэром) в 1817-м основал первый в истории завод полиграфического машиностроения). Совершенствование же иллюстрационных процессов шло по линии создания фотомеханических способов репродуцирования.
Ну, а век, в котором родилось большинство из ныне живущих на планете, оккупировал полиграфическое царство новшествами, плодами которых мы пользуемся и поныне, не представляя свою жизнь без них. В середине прошлого столетия начался переход к: электронным способам изготовления печатных форм для всех способов печати (использованию ЭВМ для фотонабора и электронных цветоделителей для цветной печати), широкому применению ролевой офсетной печати на высокоскоростных машинах, созданию автоматических поточных линий в отделочных цехах, комплексной механизации и автоматизации всего полиграфического производства, использованию фототелеграфной техники для передачи газетных полос. Но это уже другая история, выходящая за рамки текущего повествования.
Как видим, в Средневековье, и особенно в эпоху Возрождения, полиграфическая технология позволяла печатать самую разнообразную продукцию, и в том числе то, что мы сегодня называем открытками. Это что касается технологической предпосылки появления печатной валентинки. Но, как ни странно, существовала и коммуникационная предпосылка, которую я обойти ну никак не могу.
И это во-вторых. Те же источники по истории полиграфии свидетельствуют и о том, что до появления массовых почтовых отправлений (чем, собственно, со временем стала заниматься централизованная и регулярная почта, придумав универсальную плату за свои услуги марку) открытки (надо полагать, в том числе и валентинки) переправлялись всеми доступными на то время средствами или же просто дарились из рук в руки. И Америку в тогдашней почтовой связи открывать не приходилось.
Дело в том, что история почтовой связи свидетельствует, что потребность людей в обмене информацией появилась в глубокой древности. С зарождением письменности информация стала передаваться в письменном виде. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств, правители которых нуждались в постоянных сведениях о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер. В Греции, Египте, Китае, Персии, Римской империи существовала отменно налаженная государственная почтовая связь: сообщения пересылались с конными и пешими гонцами по принципу эстафеты. В раздробленной феодальной средневековой Европе существовали монастырские и университетские почты.
Гонцы монастырской почты поддерживали связь между монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами, а университетской между студентами и их родственниками. Некоторые из университетских почт за определенную плату доставляли сообщения сторонним лицам. С развитием торговли и ремесел появились почты городов, обслуживавшие купцов и ремесленников. Постепенно право пользования этими почтами стало предоставляться и остальным слоям населения. На территории Западной Европы с почтой городов успешно конкурировала частная почта, организованная дворянским домом Турн и Таксис. (Она просуществовала около 400 лет и была выкуплена в 1867 году правительством Пруссии.) В XVI-XVII веках в Англии, Франции, Швеции и других странах возникла централизованная королевская почта. С зарождением капитализма возникла необходимость организации регулярной и быстрой почтовой связи как внутри стран, так и между ними.
Судьбоносная веха в истории почтовой связи изобретение почтовой марки, как я уже упоминал, произошедшее в 1840 году в Великобритании и ее колониях. Затем эти знаки оплаты сбора за пересылку почтовых отправлений, выпускаемые почтовыми ведомствами, были введены в Бразилии (1843), Цюрихском и Женевском кантонах Швейцарии (1843), США (1847), Франции (1849), и т. д. пока не оккупировали весь мир. До 1854 года марки выпускались без зубцов. А в 1869 году Австрия придумала почтовые карточки.
В 1874 году на 1-м Международном почтовом конгрессе 22 страны (в том числе и Россия) подписали Всеобщий почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз, который 4 года спустя стал называться Всемирным почтовым союзом. Тогда же была заключена Всемирная почтовая конвенция, регулирующая обмен корреспонденцией, которая содержит письменные сообщения.
Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а столетие спустя самолета, значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать все платежеспособное население. С изобретением телеграфа (1832), телефона (1876) и радио (1895) она не утратила своей архиважной роли средства общения миллионов людей, и сегодня, в эпоху э-мэйлов, все еще остается самым массовым и дешевым видом связи. Правда, электронка вне конкуренции по оперативности передачи информации. Думаю, электронная почтовая связь заполонит наше пространство лишь тогда, когда компьютер войдет в наш быт на правах, которыми сегодня пользуются телевизор и телефон. (Интернет, правда, уже добрался до священного акта бракосочетания. Осенью 2003 года информационные агентства разнесли по миру весть, что состоялась первая в истории человечества Интернет-свадьба. Молодожены исповедуют ислам (!), жених проживает в США, невеста в Индии. Через месяц они запланировали воссоединиться в Америке. Думаю, компьютерная связь в недалеком будущем еще не раз ошарашит нас очередным новшеством в духе времени.)