Никакого намека на романтическую историю о любви здесь нет.
Казненного Валентина похоронили в катакомбе. В 350 году на месте его могилы была возведена базилика. По другому источнику, папа римский Юлий I (337-352) воздвиг на этой могиле церковь святого Валентина. Другие же указывают, что прах Валентина был погребен в церкви святого Праксидиса в Риме, ворота которой стали называть вратами Валентина. Большая энциклопедия Кольера (Мир вокруг нас) сообщает о захоронениях двоих Валентинов Римлянина и Интерамнского: были похоронены в разных местах у Фламиниевой дороги.
Как бы там ни было, сегодня мощи святого Валентина (st. Valentine) покоятся в Риме, а их часть в Глазго (Великобритания), в церкви преподобного Джона Данса Скотуса, куда они были перенесены в 1999 году (до этого с 1864 года они хранились в другом местном соборе церкви святого Франциска); а еще одна часть останков сберегается в Дублине (Ирландия), на улице Aungier Street под алтарем церкви Whitefriar Street Church (в путеводителях это сооружение называют еще Church of Our Lady of Mount Carmel). Хотя святой Валентин и не бывал здесь при жизни, часть его мощей была передана в 1835 году папой Григорием XVI (Gregory XVI) в качестве дара.
О епископе Валентине Тернийском в католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от жестокой болезни (в некоторых источниках от тяжкого хондроза), а затем был обезглавлен за распространение христовой веры в городе Интерамне (современное название города Терни [Terni город в Центральной Италии, на реке Нера. Административный центр провинции Терни (область Умбрия). 110 тысяч жителей по состоянию на 1973 год, прим. авт.]) около 273 года [в Православной церкви день памяти священномученика епископа Валентина (Уалентина) Интерамского (Италийского) 12 августа около 273 года].
Согласно Избранным житиям святых епископа Александра (Милеанта), Валентин был епископом города Интерамны в Умбрии (Римская империя, современная Италия). Он был молод и хорош собой, добр и отзывчив, известен был ученостью и праведной жизнью. А также он сподобился от Бога дара врачевать болезни, призывая имя Господа Иисуса Христа. Священнослужитель, будучи искусным врачом, занимался (как мы сегодня говорим) частной медицинской практикой. И даже вылечивал тех, кого считали безнадежными. Кроме того, занимался он и фармацевтическими исследованиями. Валентин всегда был озабочен тем, чтобы лекарства, которые он предписывал принимать больным, имели приятный вкус. Для придания восхитительного вкуса лекарствам, он смешивал горькие микстуры с вином, молоком или медом. Он промывал раны вином и использовал настои трав для облегчения боли.
История, о которой пойдет речь дальше, произошла в правление императора Аврелиана (270-275).
Сын ученого Кратона, Хоримон (или Херимон?), повредил себе спину, которая согнулась так, что юноша не мог выпрямиться. Три года отец обращался к разным врачам, но безрезультатно. Наконец, Кратон попросил христианского епископа Валентина помолиться за его больного сына.
Придя в Рим, Валентин затворился с юношей в комнате и усердно молился всю ночь. На следующее утро юноша вышел из комнаты совершенно здоровым.
(Еще легенды передают, что этот святой (епископ Валентин Интерамнский) считался покровителем всех душевнобольных. Поэтому на многих картинах его представляют исцеляющим мальчика, больного эпилепсией).
После этого случая уверовали во Христа и сам Хоримон, и его ученый отец, и множество обучающихся у него учеников.
Весть об этом чуде распространилась в Риме, и многие стали обращаться к христианской вере, в том числе и сын градоначальника, по имени Авундий.
Мэр, язычник-фанатик, прослышав о массовом крещении горожан, весь гнев обратил на христианина Валентина. Епископа стали принуждать отречься от своей веры и поклоняться идолам. Не добившись успеха, язычники бросили его в тюрьму. Здесь его стали навещать ученики Кратона, которые также приняли христианство. Трое юношей Прокул, Ефив и Аполлоний пришли из Афин в Рим для изучения наук и поселились в доме своего наставника Кратона.
Однако и в тюрьме Валентин продолжал лечить всех страждущих и обращать их в христианскую веру. За что и принял мученическую смерть. Вскоре епископу Валентину отсекли голову. Заодно чтобы другим было не повадно казнили и юношей, пришедших из Афин, за распространение христианской религии. Авундий, новообращенный христианин, сын своего фанатичного отца-язычника, градоначальника, похоронил их при гробе Валентина. За что, собственно, он и был причислен к лику святых, став посмертно праведным. Рангом пониже Прокула, Ефива и Аполлония, которые стали мучениками. Самого же Валентина стали величать священномучеником.
Надо сказать, что православный лик святых не ограничивается сими титулами. Вот его полный перечень в алфавитной последовательности: апостол, бессребреник, благоверный, блаженный, великомученик, исповедник, мученик, праведный, преподобный, преподобномученик, пророк, святой, святитель, священномученик. Думаю, эту святую иерархию теперь мы не будем путать с табелем о рангах церковных функционеров званиями и должностями (архиепископ, архимандрит, диакон, епископ, игумен, митрополит, патриарх, пресвитер), за которые их обладатели, как я понимаю, получают зарплату.
Епископ Валентин был похоронен в Риме. Помните, я уже приводил сведения Большой энциклопедии Кольера (Мир вокруг нас)? Якобы, Римлянин и Интерамнский были похоронены в разных местах у Фламиниевой дороги.
Часть его мощей находится в городе Терни и в церкви святого Антония в Мадриде.
Не известно, честно признаются некоторые авторы, имел ли Валентин какое-либо отношение к влюбленным. Другие же историки, пытаясь его деятельность белыми нитками пришить к love story, подчеркивают, что святой излечивал любовную лихорадку (?), избавляя, таким образом, влюбленных от их страданий.
Но, опять же, в жизни епископа Валентина Интерамнского мы не находим никаких намеков на историю с красавицей, которую, по расхожей легенде, святой Валентин исцелил от слепоты, и которой перед казнью написал любовное послание валентинку. Эти события, положившие основу самого, на мой взгляд, романтичного праздника в истории человечества, в житиях ни одного из Валентинов в упор не просматриваются.
Но, ни дать, ни взять, легенда все же существует: народная молва передает ее из поколения в поколение до сих пор. Но, как мне показалось, современному читателю уловить ее смысл без исторического фона не представляется возможным, хоть стреляйся. По крайней мере, без него в истории Дня святого Валентина я плавал как топор. Теперь же все стало на свои места. А потому самую романтичную легенду в истории человечества я предлагаю предварить историческим экскурсом.
Еще первые римские императоры, начиная с рубежа новой эры, считали поддержание древнеримской религии одним из важнейших средств укрепления своей власти. Наряду с другими титулами они носили звание верховного жреца города Рима и Римского государства. Императоры устанавливали круг богов, почитаемых в Риме и провинциях, календарь празднеств, выделяли средства на содержание жречества. Они лично, как верховные жрецы, принимали участие в ряде религиозных церемоний, являвшихся обязательными для граждан.
В период правления Траяна (98-117 годы) специальным императорским эдиктом были запрещены тайные общества и сборища.
Римская власть тогда проповедовала два государственных культа: почитание гения императоров, объявлявшихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской державы. От почитания гения императора были освобождены только иудеи, что было их особой привилегией, остальные же подданные Римской империи должны были, в качестве доказательства своей политической лояльности, принимать участие в культе гениев императоров и их обожествленных предшественников. Это выражалось иногда в символическом, а иногда и в реальном жертвоприношении перед статуей правящего императора, и в жертвенном пире.
С 30-х годов II века до н. э. правителями Иудеи стали цари-жрецы (первосвященники) из дома Хасмонеев, опиравшиеся на синедрион совет жрецов иерусалимского храма Яхве, левитов многочисленных служителей храма, и учителей закона знатоков и толкователей священной литературы.
В середине I века до н. э. в пылу ожесточенной борьбы за власть иудейские правители обратились к римскому правителю Помпею с просьбой о помощи.
Римские войска, не заставив себя долго ждать, были тут как тут. Иудея фактически превратилась в зависимую от Рима страну. Сохраняя существование синедриона и верховных жрецов храма Яхве, и позволяя им распоряжаться в вопросах религиозной жизни и внутреннего управления, римляне все же назначали в Иудею царями своих ставленников.
Иудейское население испытывало двойной гнет как от римских наместников, так и от своих собственных власть предержащих, которые находились в состоянии постоянных усобиц в борьбе за власть. Жрецы и учителя закона с презрением относились к земледельцам и даже дали им прозвище амхаарец (народ земли). В свою очередь, сельские жители и ремесленники ненавидели представителей знати и законоучителей, которых они стали называть фарисеями.