Начало каникул

Иван Николаев

Начало каникул

Вскоре сверху спустилась веревочная лесенка.

— Поднимайся! — послышался дедушкин голос.

— Нет, лучше ты спустись, посмотри — здесь готовая комната!

— Повезло нам, — сказал дедушка, зависнув на нижней ступеньке лестницы и освещая пространство вокруг себя масляной лампой. — Нора почти готова. Заменим обшивку стен — и можно жить! Сделаем здесь спальню.

Дедушка полез, было, обратно наверх, но в это время лестница — по-видимому, отвязавшись, — сорвалась вниз. Дедушка упал на папу. Веревочная лестница, щелкая деревянными ступеньками, обрушилась им на головы. Лампа разбилась, и масло образовало на полу большую черную лужу.

Первым из-под лестницы выбрался папа.

— Вот видишь, — сказал он, — летают не только камни и куски железа, но даже обыкновенные веревки и досочки!

— Да-да… А вот мы уже, кажется, долетались, — пробормотал дедушка, осторожно поднимаясь и потирая ушибленный при падении локоть.

— Хорошенькое дело! — задумчиво произнес папа, стараясь хладнокровно оценить ситуацию. — Кто же теперь побежит за другой лестницей? Мама уехала к тете Раде… Сандерс и Лиза, наверное, уже в Дяке…

И еще папа подумал о соседях, которые если и заметят, что в старой норе никого нет, то все-равно не пойдут их искать. Поскольку не смогут себе представить, чтобы опытные бодяки-модяки оказались в такой дурацкой ситуации, всего лишь пытаясь выкопать себе новую нору!

— Есть хорошая мысль, — сказал дедушка, все еще потирая ушиб. — Давай разберем обшивку, сложим ее кучей под отверстием и выберемся наружу.

Поскольку другого плана у них не было, они сняли со стен старинные масляные лампы, зажгли их — несмотря на свой почтенный возраст, лампы горели на удивление хорошо, — и приступили к работе.

Отдирать старые доски от стен без инструментов было сущим наказанием. Но через некоторое время дедушка и папа наткнулись на часть обшивки, которая вовсе не была прибита к стене. Ее, видимо, просто прислонили. От неловкого дедушкиного движения доски со страшным грохотом рухнули на пол, и за ними открылся укрепленный толстыми деревянными балками узкий подземный ход. И хотя ход этот мог вести куда угодно, папа все-таки решил проверить, куда это можно попасть из их будущей спальни.

— Схожу посмотрю, — сказал папа дедушке. — Может быть, на другой стороне холма есть выход?

— Подожди, я с тобой, — заторопился дедушка, — вот только лампы возьму…

Подземный ход, высотой в полный рост, вел вниз — казалось, куда-то в самую глубь земли.

— А ты говоришь! — попытался затеять новый спор папа. — Может быть, этот ход ведет в какую-нибудь подземную сокровищницу! Ведь от того, что ее никто до сих пор не нашел, она не перестала существовать?

— В сокровищницу? — саркастически отозвался дедушка. — Как же, жди! Сокровищницы вокруг столицы искать надо!

— …или в подземное книгохранилище Култыга Лохматого, — сделал еще одну попытку папа. — Осторожно! Не задень головой эту балку, она провисла! Наверное, совсем гнилая.

— Какую балку? Эту, что ли? — бодро переспросил дедушка и ловко стукнул по балке кулаком снизу вверх. — Да она еще лет сто простоит!

Однако балка, видимо, была иного мнения: сперва от нее отвалился небольшой кусочек, потом она угрожающе затрещала.

Папа быстро схватил дедушку за руку и потащил вперед. Как оказалось, очень вовремя: за их спинами раздался грохот, и в воздух поднялись клубы пыли.

Некоторое время искатели приключений, чихая и кашляя, грустно смотрели на дело рук своих.

— Эх, не надо было нам сюда ходить! — сокрушался дедушка.

— Эх, не надо было тебе стучать по этой балке! — вторил ему папа.

Погоревав некоторое время и убедившись, что обрушивать на себя потолки и сдергивать веревочные лестницы намного легче, чем раскапывать завал без лопаты, папа с дедушкой приняли решение продолжать путь вглубь земли.

Глава VII 

Императорский дворец

— Смотри, Лиза, ведь это редакция журнала „Кладоискатель“! — воскликнул Сандерс.

— Точно! — обрадовалась Лиза. — У них над крыльцом такая же эмблема, как на обложках журналов!

Они с самого утра колесили по Дяку — столице Бодюндии-Модюндии — и теперь подъезжали к императорскому дворцу. Справа ровными рядами росли изящные, тенистые липы, слева — толстые дубы.

На каждом шагу в этом большом городе встречалось что-нибудь необычное. Например, многоместные, движущиеся по рельсам повозки, запряженные четверкой пони. Такого в родных краях Лизы и Сандерса не бывало! А Императорская академия наук, занимающая целый квартал? Или, вон, памятник царице Эльмире! Правда, она, оказывается, совсем не такая, какой представляла ее себе Лиза: и шея у нее короткая, и бока слишком широкие… Нет, пожалуй, Лиза больше не будет играть в царицу Эльмиру.

Пока они ехали по Дяку, Лиза внимательно разглядывала наряды столичных модниц. Она даже зарисовывала себе кое-что в записную книжку, для памяти. Сандерс же с любопытством рассматривал городские постройки. Да, каждая нора, как обычно, имела выходившее на поверхность крыльцо, и каждое крыльцо, как и положено, было своеобразным, не похожим на другие — но каким! Одно выложено из красного кирпича, другое — деревянное, покрытое ажурной резьбой, третье — из белого мрамора с позолотой, четвертое — из фигурных чугунных решеток… Произведения искусства! Видно было, что народ в столице зажиточный.

— Императорский дворец! — объявил дядюшка Арбо.

Повозка остановилась, и они вышли.

— Сколько окон! — восхитился Сандерс. — Вот было бы хорошо, если бы дедушка и папа сделали столько же окон в новой норе!

— Представляю, какой он огромный, этот императорский дворец! — сказала Лиза. — А нас туда пустят?

— Конечно, пустят, — успокоил Лизу дядюшка Арбо. — Всегда есть много желающих посетить дворец, и потому он работает как музей.

— А где продают билеты? — поинтересовался Сандерс.

— Когда я был здесь последний раз, — сказал дядюшка Арбо, — то посетителей пускали бесплатно. Не думаю, что с тех пор здесь что-нибудь изменилось!

У императорского дворца было четыре больших, красивых крыльца. Каждое было сделано из зеленого малахита и увенчано изящной позолотой. Располагались эти четыре малахитовых крыльца по углам очень большого прямоугольника, а всю площадь этого прямоугольника занимали огромные окна.

— Представляю, как красиво это выглядит вечером, когда окна освещены и над ними вьются ночные бабочки! — продолжала восхищаться Лиза, когда они подошли к одному из крылец. На двери висела табличка „Начало экскурсии“. Они спустились вниз.

Позолота, мрамор, грозные гвардейцы с лакированными клювами… Мягкие ковровые дорожки, картины, сверкающие золотом статуи, бархатные портьеры, высокие стены — все было необычно в этом дворце!

Прямо около двери к путешественникам подошел служащий и спросил, желают ли они осматривать дворец самостоятельно или предпочитают услуги опытного экскурсовода. Они предпочли экскурсовода.

Однако лекция экскурсовода оказалась на удивление скучной и однообразной. А сам экскурсовод почему-то выглядел таким строгим, что страшно было задать ему даже самый коротенький вопрос!

— Постройка дворца началась при Култыге Лохматом… — бубнил экскурсовод. — Совет архитекторов решил… Зимнее крыло расположено… Сначала у дворца было только два крыльца, но уже при императоре Чапе… Тронный зал занимает двести квадратных саженей… Мрамор доставлялся с северного склона Клюкских гор…

Сандерс уже даже не старался запоминать! Лиза с трудом справлялась с зевотой.

Правда, постепенно передвигаясь по дворцу, Лиза, Сандерс и дядюшка Арбо наконец попали туда, куда им больше всего хотелось попасть, а именно — в тронный зал. Тронный зал был не квадратный и не прямоугольный, как все другие помещения дворца. Тронный зал был круглым. Вот тут-то сонливость как рукой сняло!

Стены тронного зала были сверху донизу увешаны роскошными гобеленами.

А пол! Какой здесь был пол! Пол был выложен из кусочков дерева разных пород и оттенков и покрыт толстым слоем прозрачного светлого лака. Сандерс сначала ничего не понял, но, вглядевшись, вдруг сообразил — это же карта Бодюндии-Модюндии! Точно! Вот Срединный остров, а вокруг него Круглое озеро, кружочками разных размеров обозначены селения. Сандерс без труда отыскал взглядом Покатые Холмы. Темное пятно должно было обозначать Дремучий Лес, а ломаная линия возле стен — Клюкские горы. Каким же мастерством должны были обладать мастера, чтобы создать такую красоту!

В дальнем углу, на возвышении, стоял скромный трон. Рядом с троном красовался стул регента.

Стул регента был изящный и легкий, с мягким бархатным сиденьем и удобными подлокотниками. Трон же, наоборот, почему-то был изготовлен из простых толстых брусьев и досок, покрытых темным лаком, — и не очень-то походил на трон императора достойной державы!

Лиза все-таки набралась храбрости и спросила у экскурсовода, почему стул регента и трон императора так не похожи друг на друга. Не лучше ли было для такого торжественного места подобрать мебель одного стиля? Скажем, сделать императорский трон таким же легким и красивым, как стул регента.

Хостинг от uCoz