День святого Валентина

Руслан Вавренюк

День святого Валентина

Как мне показалось, последний абзац требует уточнения. Папу Римского, во время правления которого был введен День святого Валентина, мы неверно называем Геласиусом. Близки к истине те, которые называют его на итальянский манер — Джелазио. Согласно списку пап, официально принятым католической церковью („Annuario Pontificio, citta del Vaticano“, 1969), в 492-496 годах правил Папа римский Геласий I.

(Кстати, именно в этом, V веке римские епископы присвоили себе то ли название, то ли титул — „папа“ (от греческого — pappas — отец, наставник).

Теперь — от списка пап к списку святых. Шепну я вам на ушко — „по секрету всему свету“: у католической церкви покровителя всех влюбленных как раз только и не хватало.

Лик святых 

Как у Папы римского (императора, царя, короля, султана) были кардиналы (министры, визири), так и у Бога полагалось быть святым. В старину говорили: „Через святых до Бога, через людей — до царя“. Чиновники помогали исключительно за взятки, без них нельзя было ничего добиться. И святые — тоже посредники, они могут передать просьбу Богу. И их нужно замаливать, чтобы они заступились перед Богом, словечко замолвив.

Каждому новорожденному церковь давала святого покровителя, именем которого он был назван при крещении.

Святых было так много, что в старину говорили: „не знаешь, какому святому молиться“. В католической церкви 20 тысяч святых и 200 тысяч блаженных! Православная церковь не дотягивает до своей конкурентки, но на пяты ей все же наступает, сопя в затылок. Ее календарь „Полный месяцеслов“ упоминает поименно около 5 тысяч святых и до 185 тысяч без имени. Только семь дней в году не имеют прикрепленных к ним святых, а на иные дни приходится несколько.

Каково же происхождение почитания святых? В древности верили, что умершие предки могут после смерти оказывать помощь. Среди них существовала даже „специализация“: один, якобы, помогает вызвать дождь, другой обеспечивает урожай, третий лечит и т. д.

Древние греки обожествляли предков-героев, считая их ходатаями за людей перед богами. Писатель II века Апулей поучал: „Через них наши желания и наши заслуги становятся известны богам… Они передают богам молитвы людей, а людям милость богов; они ходатаи за людей и посланники богов“. Были установлены дни празднования каждого героя, в их честь совершались жертвоприношения и устраивались шествия с их мощами. К героям обращались с молитвами, их именами нарекали новорожденных, а статуи их помещали в домашних божницах.

Этот языческий культ предков оказал влияние на возникновение почитания христианских святых, появившихся в III-IV веках. Христианство, писал Фридрих Энгельс, „могло вытеснить у народных масс культ старых богов только посредством культа святых“.

Оказывается, поражает нас Л. Емелях в своей работе „Происхождение христианского культа“, многих христианских святых в действительности никогда не было. Просто языческим богам — горным, речным, лесным и другим духам присвоили христианские имена. Так, Зевс, благодаря своему прозвищу „Никифор победоносный“, превратился в святого Никифора, вестник богов Гермес и его римский двойник бог торговли Меркурий — в святых Гермеса и Меркурия, римский бог Сильван („лесной“) стал святым Сильваном, Аполлон — святым Аполлоном, бог вина Дионис — святым Дионисием, бог Никон — святым Никанором, бог плодородия Приап — святым Тихоном, египетский Осирис — Онуфрием, Кастора и Поллукса заменили Козьма и Домиан, Нептун стал Николаем. Так, под новыми обличьями и новыми именами у христиан модифицировался культ языческих богов.

Произошло и превращение богинь. Великая мать древних греков богиня Деметра стала святым Димитрием, римская Церера, по прозванию Флава („русая“), — святой Флавией. Богиня цветения Флора, управлявшая растительным миром, превратилась в святого Флора, а лавровые ветви, которые приносили в ее праздник, — в святого Лавра. На Руси Флор и Лавр стали покровителями лошадей. Древнегреческая богиня любви Афродита имела прозвища Пелагея („морская“) и Маргарита („жемчужина“). Впоследствии христиане создали культ святых Пелагеи и Маргариты. На острове Кипр почитают даже богородицу Афродитес. Одну из статуй богини охоты Дианы называли „Дианой Пудика“, что значило по-латински „Диана стыдливая“. Христиане превратили „Диану Пудика“… в святого Пуда.

Большинство католических святых — это папы и епископы, короли и дворяне. Католики почитают святыми 215 королей и 566 аристократов. В книге католического монаха Якова де Ворагина о святых, написанной в 1238 году, из упоминаемых в ней 134 святых — 39 пап, патриархов и епископов, 26 других представителей духовенства и 69 аристократов и богачей. Православная церковь чтит 242 русских святых, из них 46 царей, князей, княгинь и их детей, 1 боярина, 8 купцов и 162 принадлежат к высшему духовенству. Только трех крестьян церковь признала святыми. Женщин среди святых только 10: две великие княгини, 7 княгинь и одна боярыня.

Особенно много среди святых основателей монастырей, в почитании которых были заинтересованы монахи. Так, в числе 166 святых, канонизированных в период с XVI века до 1917 года, их было 97. Церковный историк Е. Е. Голубинский откровенно писал в книге „История канонизации святых в русской церкви“, изданной в 1903 году, что „бывали случаи произведения во святые обманом и за деньги… Ловкий и смелый настоятель монастыря сочинял несколько чудес, будто бы совершившихся при гробе основателя монастыря, и доносил о них надлежащей власти, которая посылала для проверки известий о чудесах одного следователя или комиссию следователей из двух-трех лиц. Игумен подкупал следователя или следователей, и, таким образом, основатель монастыря и был канонизирован“.

Православная церковь чтила 19 юродивых и столпников, будто бы годами стоявших на столбах, спавших в болоте, ходивших голыми, чтобы на примере их жизни учить трудящихся смирению. Все эти пустынники и молчальники, которые изнуряли свое тело бесполезными страданиями, приобретали святость, ничего не делая, презирая труд. Один поэт как-то изрек бескомпромиссно о них: „Я ненавижу всех святых, они заботятся мучительно о жалких помыслах своих, себя спасают исключительно“.

Духовенство изощрялось в вымыслах о лишениях и страданиях святых с целью примирить верующих трудящихся с их тяжелой долей, порожденной эксплуатацией. У столпников, если верить описаниям их жизни, неподвижность доходила до того, что в волосах у них птицы свивали гнезда. Возможно, что многие такие подвижники страдали от психических болезней. В житиях святых говорится, что некоторые подвижники десятилетиями жили в собачьих конурах. Прокопий и Иоанн Устюжские, Исидор Ростовский спали на куче навоза. Были и такие, что лежали голыми в болоте, отдавая на съедение гнусу свое тело, или никогда не мылись. Согласно житиям, Савва Вишерский принимал скудную пищу только раз в неделю, Серафим Саровский объяснялся с монахами знаками, а, выходя из кельи, закутывал голову одеялом, дабы не видеть „грешного мира“. В житии Исаакия Многострадального рассказывается о том, что он много лет „блудодействовал“, а затем стал замаливать свои грехи, морил себя голодом, холодом и, наконец, отрезал и закопал в землю „блудную часть своего тела“.

Вот мнение русского живописца Ильи Репина по этому поводу в одном из его писем: „Были же в разные времена чудаки: молчальники всю жизнь, постники добровольные, затворники, целомудренники, — это могут себе позволить выродки, но простые обыкновенные люди себя переделать не могут“.

Культ святых основан на вере в их способность творить чудеса. В католической церкви для причисления кого-либо к лику святых требуется „доказательство“, что он после смерти сотворил не менее двух чудес.

Известный русский историк Николай Костомаров говорил своему коллеге Дмитрию Корсакову:

— Все жития святых, а в том числе и русских, составлены по одному рецепту: для изображения чудес святого брались готовые образцы чудес Ветхого и Нового заветов. Так, например, эпизод с пророком Ионой во время плавания корабля по морю являлся образчиком и для чудес святого Николая, Мирликийского чудотворца, и для чудес Исидора Вердислова, ростовского святого. То же влияние видно и в других житиях ростовских святых: Леония, Исайи, Авраамия, Петра, царевича Ордынского и прочих.

Составители житий католических святых широко использовали описания чудес из народных сказаний, даже из арабских сказок о приключениях морехода Синдбада. Для биографий Варлаама и Иосафа пригодились легенды о Будде, который по-арабски называется Иосаф. Описание жизни Георгия Победоносца скроено из рассказа о египетском боге Горе.

Какие только небылицы не приписывались католическим святым! Так, мученик Роман продолжал говорить даже после того, как у него во время пытки вырвали язык, а некоторые мученики говорили, держа в руках свою отрубленную голову. Святой Винцент Феррье воскресил разрезанного на куски и сваренного ребенка. Один святой, будучи еще в материнском чреве, беседовал с матерью. Когда однажды она пустилась бежать, он взмолился: „Мать, не беги так скоро, это может мне повредить“.

Хостинг от uCoz