День святого Валентина

Руслан Вавренюк

День святого Валентина

К нашим баранчикам теперь, валентиночкам нашим родненьким, таким дорогим сердцу нашему, в самый раз возвращаться. Так вот, возникает резонный вопрос: мог ли печатный станок, изобретенный Иоганном Гуттенбергом, оставаться на обочине зарождавшейся индустрии одного из самых популярных праздников? Понятно, что вопрос чисто риторический. Не для этого он задумывался. На хлеб насущный, а лучше — с маслом, печатникам надо было зарабатывать. А День святого Валентина, впрочем, как и Рождество, сулил им немалые доходы. Мы уже знаем, что к тому времени предприимчивые ремесленники полным ходом изготавливали безделушки с сердечками, амурчиками и прочими романтическими излишествами. И в накладе они не оставались. Короче говоря, технический прогресс в печатном деле не мог не приложить руку к столь популярному празднику. Печатный станок тогда развивался семимильными темпами, — как сегодня компьютерная техника. И тогда, как и сейчас, также хотелось зарабатывать, и, естественно, пронырливые издатели старались держать руку на пульсе. Началось серийное производство открыток. Валентинки ручной работы, как правило, были больших размеров и изысканные, в то время как купленные в книжной лавке отличались небольшими размерами и высокой продажной ценой. Кроме того, учитывая то, что многие джентльмены не совсем представляли, что писать в послании (кроме „From your Valentine“), появились „Сборники текстов для валентинок“, содержащие всевозможные сентиментальные стихи и любовную лирику.

В XVIII столетии более „крученые“ издатели, держащие нос по ветру и ухо востро, учуяв нишу, начали выпускать открытки с уже содержащимися там рисунками и стихотворениями. Открытки с готовыми подписями для людей стали легким средством выразить их эмоции, когда прямое выражение чувств было достаточно затруднительным. К тому же прогресс в печатной технологии позволил удешевить цены на открытки, что не могло не способствовать повышению популярности таких посланий. Вместе с популярностью праздника росли и тиражи.

Однако поначалу почтовые открытки-валентинки все же не имели сегодняшнего шквала. До середины XVIII века, я бы сказал, почтовое ведомство ходило еще в подготовительный класс. Дело в том, что почтовые услуги в то время были не по карману даже среднему классу (как совсем недавно для нас — электронная почта). Что еще хуже — почтовые расходы взимались у получателя почты, а не у отправителя, так как марки еще не были изобретены.

Как мы уже помним, появление в 1840 году в Великобритании пенсовой марки сильно способствовало распространению открыток, поскольку почтовые услуги стали более доступными для широких слоев общества. И вот в нашей истории опять появляется малиновка, которую с нетерпением ждали чуть ли не в каждом доме. Но не потому, что уж больно хотелось выйти замуж за моряка. Мелкую певчую птичку сию (из семейства дроздовых отряда воробьиных) англичане называют Робин (английское robin в переводе на русский — малиновка). На этот раз малиновка никакого отношения не имеет к празднику, историю которого я пытаюсь собрать по крупицам. Робин стал центральным персонажем рождественских открыток. Поскольку у этой пернатой грудка красная, то ее стали часто изображать рядом с красным почтовым ящиком или на ветке с красными ягодами. Дэвид Уоткинс, историк и коллекционер антикварных открыток, делится с читателем наблюдением своего хобби: когда открытки вошли в моду, английские почтальоны получили прозвище „Робин“, потому что у них была красная униформа.

Теперь почти в каждом доме на камине к Рождеству выстраивались рождественки с Робинами, улыбающимися детишками и санками, летящими со снежных горок. А поскольку мы уже вывели с вами, что валентинка не намного отставала от своей старшей сестренки, то надо полагать, к середине февраля валентинки подтягивались к каминам, занимая не менее достойные места.

Но ни для кого не секрет, что лиха беда — начало. В XIX столетии в середине февраля английская почта просто с головой засыпалась валентинками, не успевая их разгребать. Уже в 1870 году она зарегистрировала 1 545 735 валентинок, прошедших через ее отделения.

Историки открыток утверждают, что они, разумеется, не могут не быть подвержены моде. Однако неизменным во все времена остается то, что издание рождественок и валентинок — это прибыльный бизнес. Так, в 1880-е годы художники, работавшие над созданием сюжетов, получали большие деньги. В 1883 году одна компания платила своим открыточным живописцам по тем временам феноменальную сумму — 7 000 фунтов за эскиз! А за 3 года до этого был проведен конкурс, чтобы выявить талантливые и оригинальные рисунки для рождественской открытки. Был назначен приз — 500 гиней.

От художников требовалось не просто дать рисунок, но уловить настроение времени и неожиданные капризы моды. Когда в 1885 году была поставлена опера „Микадо“ Джильбера и Сэлливана, в Британии стали сходить с ума по всему японскому. Открытки не могли не откликнуться на это целой волной сюжетов, передававших очарование Японии.

И, наконец, открытки получили диплом респектабельности, когда их признала сама королева Виктория. Она не только одобрила новую традицию, но и сама покупала открытки. В 1893 году она заказывала их тысячами, и с тех пор рынок открыток стал расти неумолимо. И спустя век он уже давал более 264 миллионов фунтов стерлингов.

В Америке обмен валентинками начался, якобы, в начале 1700-х годов. Первым американским издателем валентинок считают Эстер Хоуланд. Ее изысканные кружевные открытки 1870-х стоили состояния по тем временам (до 35 долларов). (По другим источникам, Истер Холанд начал продавать печатные валентинки в 1840-х годах.)

В XIX веке взрыв числа пикантных анонимных валентинок („неприличных“ — с точки зрения консервативных стандартов викторианской эпохи) заставил ряд стран запретить практику обмена открытками. В США многие почтовые отделения отказали в отправке сотен тысяч открыток по причине того, что они не подлежали пересылке через почтовую службу.

И в наше время День святого Валентина в евро-американском мире в рейтинге популярности праздников по праву занимает 2-е место после Рождества и Нового года. 14 февраля — день повышения производительности труда почтовых работников и день сверхприбылей торговцев цветами и сувенирами. Сегодня, благодаря индустрии поздравительных открыток, значимость Дня святого Валентина достигла вершин. По данным Американской ассоциации поздравительных открыток, ежегодно в мире посылается почти один миллиард валентинок! После рождества американцы посылают наибольшее количество открыток в этот день, чем в любое другое время года. (Для сравнения: в рождественские праздники — около 2,6 млрд. открыток.) Только финны рассылают по всему свету 5 миллионов валентинок. Британский рекорд количества пересланных валентинок установлен в 1988-м году — 16 миллионов. 14 февраля счет электронных посланий в Интернете идет на миллионы. (Кстати, я не знаю, в этот ли день, но в свое время Билл Гейтс с успехом воспользовался именно электронной почтой при покорении своей будущей супруги.)

Интересным фактом является то, что по данным Американской ассоциации поздравительных открыток приблизительно 85 % всех валентинок покупаются женщинами.

В Англии после 14 февраля частных детективов засыпают заказами на установление личности отправителя. Не скажу, что услуга дешевая — 500 фунтов, но платят же: никто не хочет упускать свое счастье.

Сегодня за Ла-Маншем считается роскошным сделать поздравление к Валентинову дню в виде объявления в одну из главных газет. В газете „Таймс“, к примеру, эти поздравления занимают не менее трех страниц.

Правда, те же британцы в День святого Валентина посылают любовные послания не только друзьям и знакомым, но и своим домашним животным.

Особенности национальной валентиниады 

Понятно, что в разных странах 14 февраля не могут не отмечать по-своему. Но везде — и обязательно! — любимым дарят валентинки, цветы и всевозможные сладости. Подарки непременно имеют вид сердец, амурчиков-купидончиков, голубков, ангелочков.

А еще вездесущие журналисты пишут, что в день самого романтического праздника очень популярно устраивать свадьбы и венчаться. Якобы, это залог вечной любви.

Не знаю, видимо, все же это миф, выдавание желаемого за действительное. По крайней мере, беспристрастная и сухая статистика молчит по этому поводу. К тому же работники Управления ЗАГСов Москвы свидетельствуют, по сообщению РИА „Новости“, что день всех влюбленных не отражается на их работе: „женятся в любой день и разводятся тоже, для этого не надо повода“.

Может, неосмотрительные журналисты, погорячившись, обряд венчания отождествили с обрядом обручения? 14 февраля, действительно, — это идеальное время для обмена обручальными кольцами. Но, как я понимаю, это еще не заключение брака: узнав друг друга поближе, обрученные вполне могут отказаться от заключения брачного союза.

О чем свидетельствуют источники? Раньше в День святого Валентина было очень популярно устраивать помолвки. Надо полагать, обручение и помолвка — это синонимы. По Сергею Ожегову, помолвка — это обряд объявления женихом и невестой, а обручение — обряд, во время которого надевают кольца жениху и невесте.

Хостинг от uCoz