День святого Валентина

Руслан Вавренюк

День святого Валентина

Да, любовь глобальна: у нее нет ни религиозных, ни национальных кордонов, а потому ее праздник уверенно продолжает свое шествие по планете, принося радость все новым и новым влюбленным сердцам!

Слава Богу, у нас официально зарегистрированной организации ненавистников праздника святого Валентина нет, но людей, которые не любят этот день, много. В интернете, к примеру, есть даже сайты, авторы которых призывают не праздновать этот день, и приводят аргументы в защиту своей позиции.

Некоторые считают 14 февраля „днем блуда и разврата“. „Что может быть общего между влюбленными и святым?“ „И чем ведь знаменит: не добродетелями христианскими, а сопричастностью к бесстыжему языческому фестивалю признаний в любви!“ Этот праздник из католического церковного календаря давно уже вышел за церковную ограду и превратился в сугубо светский. Шумный характер его никак не соответствует христианскому пониманию святости и величия церковного праздника. (В этой связи блюстители нравственности полюбили цитировать Уильяма Шекспира. „Назавтра — Валентинов день, и в дом к нему вошла та девушка, что от него не девушкой ушла“, — такую песенку пела датской королеве сумасшедшая Офелия.)

К тому же праздник этот не принят и не понят многими бывшими советскими людьми. Он „чужой для нас: неадаптированная калька под наш особый менталитет с западного образца католического праздника, не имеющего ничего общего с нашими православными обычаями и традициями“. На Руси есть свой праздник влюбленных. Отмечается он 8 июля и связан с легендарной историей любви Петра и Февронии [по „Православному церковному календарю“, это день памяти благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Ефросинии, Муромских чудотворцев (1228 год), прим. авт.]. Правда, забыт: не хватило православной церкви коммерческой сноровки „раскрутить“ его. Это у них там, за бугром, складывается все так, что школьники приобщаются к своим ценностям, лицезрея 30-минутный художественный фильм „Легенда о святом Валентине“. (Кстати, продюсеры позаботились и о русскоязычном зрителе, продублировав ленту, и растиражировав на видеокассетах.)

Ненавистники Дня любви уверяют, что он выдуман с целью сбыть подороже цветочную продукцию, для которой в феврале совсем не сезон. А также указывают на тот факт, что в этот день неуклонно возрастает кривая суицидов: одиночество очень сложно переносится на фоне общего разгула любви. Психологи ведь давно говорят о необходимости „прикрутить“ истерию праздника любви в средствах массовой информации.

Правда, высказывается и „компромиссная“ позиция. „Очевидно, что как любой светский праздник со своими традициями, День влюбленных может иметь место среди прочих многочисленных праздников. Только не надо придавать ему церковного статуса, которого он никогда не имел не только в православной церкви, но и в католической“. (Вот как?! Это что-то новенькое! Для криптоисторика — просто масло в огонь!)

В этой связи мне показалось интересным выслушать мнение тех, кто в свое время закончил духовные учебные заведения, — в отличие от большинства из нас, получивших чисто светское образование. Правда, у христианских служителей культа (как у православных, так и у католических) мнения тоже расходятся: от резко отрицательного до лояльного. И, как говорится, без комментариев. Паства их — вся внимание, молчит и внемлет.

Священник Элладской Православной Церкви Георгиос Металлинос (греческой газете „Катимерини“):

— Праздник святого Валентина импортирован из-за рубежа и является частью нашей прочно укоренившейся традиции низкопоклонствовать всему, приходящему с Запада. Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что этот „святой“, сомнительного исторического и церковного происхождения, является просто мужской ипостасью древней греческой богини Афродиты. Празднование Дня святого Валентина, „сфабрикованного святого“, вероятно, специально поощряется с недавнего времени в интересах „коммерциализации человеческих эмоций“ и напоминает о существующей теории о том, что реальным прообразом „святого“ послужил некий умерший в 1926 году актер Рудольф Валентино, считавшийся „богом“ любви и идеалом любовников.

В циркуляре Священного Синода ЭПЦ от декабря 1999 года предписывается считать второе воскресенье января „днем памяти и чествования семьи святого Василия Великого“, в знак уважения к институту семьи, — в связи с тем, что почти все члены этой семьи — святые.

Целью ЭПЦ является стремление сохранить нашу религиозную и национальную гордость, а не имитировать западное христианство; эллинизировать импортный праздник, который оказывает влияние на значительную часть христиан, хотя и не имеет ничего общего с нашими собственными традициями.

В последние десятилетия архитекторами новой эры были учреждены десятки светских праздников, которые имеют тенденцию оттеснять на второй план христианские праздники. Я считаю, что мы не должны пытаться придать христианский глянец всем этим празднествам или стремиться найти их христианские эквиваленты. Даже если они будут найдены, — а это нелегкая задача, — их содержание будет совершенно другим. [конец цитаты, прим. ред.]

Архиепископ [от греческих archi — старший, главный и episkopos — наблюдатель, это духовный сан, одна из высших ступеней в христианской духовной иерархии (выше епископа), прим. авт.] Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) [справка „Православного церковного календаря“: „Родился 04.10.1953. Тезоименитство 24 ноября. Хиротония 02.09.1990. На кафедре с 18.07.1995“, прим. авт.]:

— 14 февраля по православному календарю — это день святого мученика Трифона. Святой Трифон — очень почитаемый и в Церкви, и в России святой. По преданию, ему молятся о защите полей от сельскохозяйственных вредителей, насекомых, о защите нового урожая. Вот об этом нужно вспоминать в этот день. Чтобы Господь благословлял нас хорошим урожаем, успех которого, как знают сельские жители, закладывается уже зимой.

Что касается святого мученика Валентина, то у нас их три: святой мученик Валентин Доростольский, память которого совершается 7 мая, священномученик Валентин, пресвитер Римский, его память — 19 июля, и священномученик Валентин, епископ Интерамский, память которого 12 августа. Все они — мученики за Христа, претерпевшие большие страдания за исповедание своей веры, веры во Христа. Они проявили огромную любовь к Богу через пролитую кровь, через страдания, через мучения. Как мы видим, ничего общего у них с „празднованием“ 14 февраля нет. „Святой Валентин“ в православном месяцеслове 14 февраля просто отсутствует.

По-видимому, какой-то Валентин есть 14 февраля в католическом календаре. Но мы — православные люди и живем в православной стране. Для нас было бы естественным придерживаться православного календаря, почитая православных святых.

Вообще христианское почитание святых — это молитвенное почитание, это богоугодное и доброе личное житие. К сожалению, этот „праздник“ приобрел на Западе такую форму, такую славу, что от него ничего ни православного, ни христианского не осталось. Его сделали сугубо светским, плотским и блудным. Его сделали очень скверным. Когда проповедуется не чистота души, не богоугодная жизнь, а проповедуются блуд, прелюбодейство, сквернословие и всякие-всякие беззакония и безнравственность. Это кощунство по отношению к святому и к церковной жизни.

Я призываю всех одуматься и не делать из празднования святого посмешище. Мы не язычники, а христиане и должны почитать святого не тем, чтобы преумножать в своем сердце страсти греховные и грех, а, видя его добродетельную жизнь, подражать ему и стараться жить так богоугодно и честно, как те святые, которых мы почитаем. А то получается, что мы о святых даем развращенное понятие и делаем развращенной свою жизнь. И эту развратную жизнь проповедуем по всему миру. Это неправильно по отношению к угодникам Божиим, которые молятся у Престола Божия, чтобы Господь даровал нам здравие, святость, чистоту жизни, а не беззаконие и безнравственную, блудную жизнь. Это недопустимо. Это скверно. [конец цитаты, прим. ред.]

Православный священник Павел:

— Отец Павел, как православная церковь относится к тому, что День святого Валентина стал почти так же популярен, как и другие традиционные праздники, Рождество или Восьмое марта, например?

— Празднование Дня святого Валентина в феврале нетрадиционно для России. В церковном календаре обозначены три Валентинова дня, далеко отстоящие от 14 февраля. „Валентин“ в переводе на русский язык значит „сильный“. Никакого отношения наши святые, чьи дни ангела православная церковь почитает молитвословием, к полулегендарному священнику не имеют. Все, что приходит с Запада, мы обычно принимаем, не давая ему оценки. Так и этот праздник. Если говорить об отношении церкви, то мы считаем, что празднование этого Валентинова дня накладывает отпечаток безнравственности. Я читал, видел, слышал: в этот день позволительно все. Обниматься, целоваться, проводить время в распущенном состоянии. Мы против этого.

Сейчас очень много приходит к нам на Русь западных праздников, не имеющих никакого основания. Вот, например, день какого-то сурка, который определяет приход весны. Это языческая традиция, пришедшая из Ирландии с переселенцами, когда сурок определял время, подходящее для посевов. Сейчас праздник потерял свой первоначальный смысл. А его пытаются привить и в нашей стране!

У нас же имеется свой народный календарь. Вот приближается Сретение господне — 15 февраля. Природа к этому празднику приурочивает так называемые Сретенские морозы. Есть еще так называемые крещенские морозы. По этим дням традиционно на Руси определяли погоду на весну и лето.

Хостинг от uCoz