День святого Валентина

Руслан Вавренюк

День святого Валентина

Как бы там ни было, к 14 февраля все же мы должны быть во всеоружии. Потому мне ничего не остается, как продолжать исполнять свои профессиональные обязанности.

Валентинов день в Средние века 

Судя по всему, в Европе были времена, когда языческие праздники в честь Юноны (14 февраля) и Луперкалии (15 февраля) правдами-неправдами (понятно, что не без помощи правящей церкви) стали забываться (потому как не поощрялись церковью, а власть ее была безграничной, не меренной), а замена достойная (какой-то святой) еще не была найдена. А желание любить и быть любимым — вне религиозных веяний, оно неистребимо. Именно в те времена день 14 февраля стали называть „Птичьей свадьбой“. Согласно древнему английскому поверью, в этот день, когда природа делает поворот к весне, у птиц начинается период брачных игр: они делятся на пары, чтобы вить себе гнезда; лес полнится щебетанием и звонким пением; тем самым брачующиеся пернатые открывают „сезон любви“. Об этом пишет серьезный английский авторитет поэт Джефри Чосер (между 1340 и 1344 — 1400), „отец английской поэзии“, основоположник общеанглийского литературного языка и реализма в английской литературе, в своей сатирической поэме „Птичий парламент“ („Parliament of Fowls“) (начало 1380-х). Во сне, который описывает поэт, птицы, собравшись в Валентинов день, ищут себе пару. В этой политической сатире „благородные“ птицы обсуждают своих избранниц, сообразуясь с правилами куртуазности, а птицы-„мужланы“ откровенно и грубо насмехаются над господами.

До сих пор на полном серьезе в народе считается, что птицы образуют брачные пары именно во вторую неделю второго месяца года.

Неудивительно, что именно в этот день сим тварям божьим уделяли повышенное внимание. Считалось, если 14 февраля девушка видела пролетающую малиновку — быть ей замужем за моряком. Воробей сулит мужа-бедняка, зато обещает счастливую супружескую жизнь. Большой удачей считалась встреча со щеглом, — он пророчил избранника-богатея.

Понятно, что „птичья свадьба“ — день обезличенный, не на руку церковной морали, а потому вакантный. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Вот так на свою вахту, вместо Юноны, Фавна (Луперка), Пана и птичек, заступил святой Валентин, сам того не ведая, найденный в анналах истории 14 февраля; и даже не один, а целых три — для пущей верности, вдруг из них кто-то не приживется в сознании паствы.

Я уже указывал в самом начале, что в дате „дня рождения“ праздника влюбленных существуют разночтения. И действительно, одни авторы пишут, что в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина. Другие утверждают, что Валентинов день получил свое название в VII веке, хотя по существу его стали отмечать гораздо раньше. Третьи указывают, что в Западной Европе День святого Валентина отмечается с XIII века, а в США — с 1777 года. Но все же доподлинно известно, что любвеобильный английский король Генрих VIII в 1537 году сделал День святого Валентина официальным праздником, издав по этому поводу королевский указ.

Как бы там ни было, материал, имеющийся в моем распоряжении, бесспорен в одном: с давних давен влюбленные почитают святого Валентина и считают его своим заступником. И действительно, трудно сказать, может ли какой-либо христианский святой на Западе сравниться по популярности и степени любви народной со святым Валентином. Таковым был рейтинг святого Валентина в европейских странах и в Средние века. А день 14 февраля тогда, как и сейчас, считался самым романтическим днем.

Издавна существовало много ритуальных обычаев, связанных с Днем святого Валентина. Девушки прибегали к гаданиям, которые были идентичны нашим святочным гаданиям. Влюбленные девушки пришивали четыре лавровых листочка к углам подушки, свято веря, что во сне можно увидеть своего суженого. По другим источникам, ложась спать в праздничную ночь, девушки на выданье съедали вареное вкрутую яйцо, а под подушку прятали 5-6 лавровых листьев. В сновидении должен был явиться будущий жених.

Юноши и девушки благоговейно чтили старинное поверье о том, что покровитель всех влюбленных в „свой“ день может подсказать имя будущей половинки. Потенциальные женихи и невесты вытягивали из чаши бумажки с именами, а затем в течение недели носили имя вероятного спутника жизни вышитым на рукаве. Правда, не всем нравился этот обычай. Скрытные и стеснительные девушки считали, что нельзя выставлять напоказ свои чувства. Наверное, с тех пор существует поговорка „носить сердце на рукаве“, то есть болтать и выдавать секреты.

В некоторых странах парни дарили девушкам одежду. Если избранница оставляла подарок у себя, это означало, что она дает согласие связать с дарителем свою судьбу.

В Англии же был принят такой ритуал. Юноши писали на кусочках пергамента имена девушек, складывали их в шапку и тянули жребий. Та девушка, имя которой выпадало юноше, на неделю (по другим источникам, на целый год) становилась его „Валентиной“, а он — ее „Валентином“. Он слагал избраннице сонеты, играл ей на лютне, ходил за ней по пятам, дарил подарки и оказывал всяческие знаки внимания, словом, опекая свою пассию, вел себя как настоящий рыцарь. Именно этот обычай воспела шекспировская Офелия в своей знаменитой песне.

На том же туманном Альбионе существовал обычай, согласно которому, первый мужчина, повстречавшийся девушке 14 февраля, должен стать ее „Валентином“, хочет она того иль нет. Но представительницы слабого, но прекрасного пола нашли выход из затруднительного положения: в этот день они гуляли с закрытыми глазами.

Избрание возлюбленной или возлюбленного превратилось в одно из главных развлечений в Валентинов день, которого ожидали с волнением и трепетом. Юноша в ночь накануне ходил под окном возлюбленной, из которого на заре девица должна была окликнуть его, назвав своим Валентином.

Кажется, самое раннее упоминание в литературе о традициях Валентинова дня можно отыскать в 34 и 35-й балладах английского поэта Джона Гауэра (около 1330-1408). Те, кто выберут друг друга при этом праздновании, должны называть друг друга своим „Валентином“. (Кстати, он был другом Джеффри Чосера, упоминавшегося мною в связи с „птичьим парламентом“. Тот доверил ему свои полномочия в делах на время отсутствия в Англии, и даже посвятил ему поэму „Троил и Хризеида“ („Troilus and Criseyde“).

Элизабет Брюз (Elizabeth Brews) пишет в „Paston Letters“ о достойной паре, которую она хочет подыскать для своей дочери, адресуя слова ее поклоннику: „В понедельник, мой кузен, будет день святого Валентина, и каждая птичка найдет себе пару. И если ты захочешь прийти вечером во вторник и запасешься терпением, я верю Богу, что ты поговоришь с моим мужем, и я буду молиться, чтобы мы завершили это дело“.

Надо сказать, план кузенов удался, потому как вскоре после этого молодая леди отправила тому же мужчине письмо, надписав его: „Моему дорогому Валентину, Джону Пастону, эсквайру“ [от английского esquire — 1) В средневековой Англии — оруженосец рыцаря; впоследствии — один из низших дворянских титулов. 2) Должностной титул для мировых судей, некоторых категорий чиновников, адвокатов и т. п. в Англии и США. 3) В Англии и США — форма вежливого обращения.].

В Англии в Валентинов день дети одевались в одежды взрослых и, переходя от дома к дому, пели песни о любви.

В Уэльсе к 14 февраля вырезали деревянные „ложки любви“ и дарили своим любимым. Узор на ложке составлялся из сердец, ключей и замочных скважин, что означало: „Ты ключ к моему сердцу!“ Считалось, что дарящий, вместе с ложкой, вручает и свое сердце.

Со временем дарить подарки любимым в Валентинов день вошло в традицию. Говорят, она уходит корнями в середину XV века. Но первое упоминание о том, что в День святого Валентина влюбленные делают друг другу подарки, относится к концу XVII века. Придворный летописец английского двора Сэмюэль Пепис сделал запись о том, что 14 февраля возлюбленные могут обмениваться сувенирами: перчатками, кольцами и конфетами. Разумеется, предприимчивые ремесленники не заставили себя долго ждать: они стали изготавливать безделушки с сердечками, амурчиками-купидончиками и прочими романтическими излишествами.

Однако в той же Англии в середине XVII века на целое десятилетие над нашим праздником сгустились тучи, и не просто грозовые, а градовые даже. У нас мало кто знает, что сие шквальное ненастье связано со штришком солидной политической биографии революционера Оливера Кромвеля. Он, по меткому выражению Фридриха Энгельса, совмещавший „в одном лице Робеспьера и Наполеона“ английской революции, ярый противник монархии, прослывший „цареубийцей“, придя к власти в 1648 году, добился запрета этого праздника как аморального. Заодно он благословил суд и казнь короля, уничтожение монархии и палаты лордов, а также объявление Англии республикой. На самом деле она оказалась диктатурой клана, интересы которого представлял новоиспеченный лорд-протектор. За какие бы праздники Оливер Кромвель взялся бы еще, если бы не умер 10 лет спустя, — никто не ведает сего. Слава Богу, начавшаяся, вскоре после его смерти, так называемая реставрация, отменила табу на Валентинов день.

В том же XVII веке при французском дворе состоялся первый прием в честь праздника святого Валентина и, соответственно, впервые каждая дама на нем получила в подарок от своего „Валентина“ букет цветов. А поскольку язык цветов в те времена был очень распространен, то и букеты кавалеры дарили согласно своим чувствам к прекрасным дамам. Позднее обычай этот распространился в Англии, Америке и других странах. Сейчас, к сожалению, он забыт. А жаль!

Хостинг от uCoz