День святого Валентина

Руслан Вавренюк

День святого Валентина

Считается, что впервые начали размножать текст и рисунок с помощью ксилографии — гравюры на дереве. Поэтому древнейшей печатной книгой считают текст, оттиснутый с 12 досок в Корее в период между 704 и 751 годами.

Вообще-то, есть предположение, что идею печатания книг, скорее всего, подали штампы. Уже в VII-VIII веках в Европе производили материю с тиснеными украшениями. При печатании многих повторяющихся фигур здесь применялись штампы. Средневековые переписчики рукописных книг в XIII веке также прибегали к помощи штемпелей для инициалов (крупных украшенных букв, помещаемых в начале абзаца). Причина этого понятна. Если текст писали сравнительно быстро, то на рисование крупных инициалов уходила уйма времени. Переписчику было очень удобно прибегнуть к штампу, тем более что в крупных рукописях одни и те же миниатюры повторялись по несколько раз. Оттиски широко применялись при изготовлении игральных карт и дешевых картин (в частности, с изображением святых). Эти гравюры сначала представляли собой только картинки, но потом их стали сопровождать несколькими строчками текста. От гравюр оставался только шаг до производства книг. Видимо, эволюция здесь была такая же. Сначала с досок печатали только картинки, а текст писали от руки. Затем перешли к вырезанию на доске (в обратном виде) и текста, поясняющего рисунок. В дальнейшем дошло до вырезания одного текста без иллюстраций.

Итак, ксилография (от греческих: xylon — срубленное дерево + grapho — пишу, черчу, рисую) — гравюра на дереве. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Такой способ печати называют высокой печатью (в отличие от глубокой печати), поскольку печатающие элементы формы расположены выше, а пробельные — ниже (соответственно, саму гравюру называют выпуклой или углубленной). Формы, изготовленные таким способом, выдерживают до 15 000 оттисков.

Являясь древнейшим видом гравюры, ксилография издавна служила для создания иллюстраций в печатных изданиях. Сегодня же она — один из наиболее распространенных видов художественной гравюры.

Техника изготовления первых творений печатного дела была следующей. Бралась прямоугольная пластина твердого дерева — ореха, груши или пальмы — толщиною около 2 см. На ней после тщательной шлифовки и проверки правильности плоскости рисовались или наклеивались нарисованные на бумаге картинка и текст, похожий на рукописный. Первоначально рисовали грубыми штрихами — для облегчения работы, позже техника усовершенствовалась, и рисунки стали выходить красивее и изящнее. Затем ножом, стамеской, долотом или резцом (штихелем) вырезали вглубь (на 2-5 мм) все те части, которые не нужны. В результате этой работы получался выпуклый, лежащий весь на одной плоскости рисунок, который оставалось намазать краской. Она представляла собой смесь сажи с растительным маслом, например, олифой. Краска налагалась при помощи тампона, сделанного из кожи или крепкой плотной материи, набитой шерстью. На покрытую краской поверхность накладывали влажный (чтобы краска лучше приставала) лист бумаги. Когда лист принимал весь рисунок с деревянной колодки, его осторожно снимали и вешали сушить. Затем снова мазали доску краской, и процесс повторялся. Сначала печатали только с одной стороны листа. Первоначально они представляли собой лубочный лист (изображения иногда сопровождались текстом; амурчик какой-нибудь или сердечко + надпись „От твоего Валентина“, — чем не открытка-валентинка?), в дальнейшем — блок с запечатанными с одной стороны страницами. Когда же техника усовершенствовалась, стали использовать обе стороны. Впоследствии лицевую и оборотную стороны печатали на двух отдельных листах, которые склеивали друг с другом.

В Европе такие ксилографические издания (книги, брошюры, календари, листовки и открытки) появились в XV веке. Разумеется, они были невелики по объему и рассчитаны на небогатого покупателя, у которого не хватало денег на то, чтобы купить настоящую книгу (тогда таковой считалась полнообъемная рукописная книга). Однако тираж таких дешевых изданий был, видимо, достаточно велик для того, чтобы оправдать издержки на вырезание текста на досках. Среди первых печатных книг была, например, „Библия для бедных“, содержащая несколько десятков листов текста с картинками. Или „Зеркало человеческого спасения“ с гравюрами, изображавшими грехопадение Адама и Евы, а также некоторыми выдержками из Нового завета, относящимися к спасению души. Третья книга, имевшая большую популярность, — „Жизнь и страсти Христа“. Наряду с этими душеспасительными изданиями ходко шли небольшие учебные книги: латинская грамматика Элия Доната, грамматика Александра Галла и другие.

Дешевизна подобной полиграфической продукции породила устойчивый спрос на них, а это привело к тому, что к печатанию стало обращаться все больше ремесленников.

Однако очевидно, что вырезание текста на доске было трудоемким и кропотливым делом. К тому же одна доска могла быть использована для печатания только определенной книги. У многих мастеров, занимавшихся этим новым бизнесом, не могло не возникать желание ускорить и упростить процесс печатания. Понятно, что печатники, склонные к изобретательству, вместо того, чтобы тупо сушить оттиснутые листы, не одно десятилетие сушили мозги над проблемой совершенствования печати.

Но фортуна повернулась лицом, улыбнувшись, лишь к одному человеку — страсбургскому ремесленнику Иоганну Гутенбергу. На рубеже 30-40-х годов XV столетия он изобрел печатный станок, новшеством которого были подвижные буквы, которые теперь могли служить многие годы для набора совершенно разных книг. Немецкий изобретатель вошел в историю как создатель европейского способа книгопечатания и как первый типограф Европы.

Изобретатель, боясь конкуренции (ведь патентное право появится лишь через несколько столетий), тщательно скрывал суть своей технологической революции. Поэтому путь, которым он пришел к ней, можно восстановить лишь предположительно. Есть сведения, что первый гутенберговский шрифт был деревянным. Ремесленник делал в литерах отверстие и связывал сквозь них набранные строки веревкой. Однако понятно, что дерево оказалось малоподходящим материалом для вырезания букв. К тому же оно имеет свойство набухать, а затем высыхать, что приводит к разнобою в размерах шрифта. Стараясь преодолеть этот недостаток, неистовый печатник, видимо, стал вырезать литеры из мягкого металла — свинца или олова. Очевидно, вскоре (если не сразу) пришла долгожданная мысль, цены которой не сложить, что их можно отливать, — это будет и быстрее, и легче. В конечном итоге процесс изготовления шрифта стал состоять в следующем. Из твердого металла (железа) вырезали в зеркальном виде пуансоны (точные модели) всех используемых букв. Затем, ударяя по ним молотком, получали оттиски букв на медной пластинке (матрице). В этой форме отливали необходимое количество букв. Теперь такие литеры можно было использовать многократно, причем для печатания самых разных текстов. Их набирали в линейку с бортиками (верстатку), которая представляла собой готовую строку.

И как ни старался удачливый изобретатель затихарить свое детище, но, как известно, шило в мешке не утаишь. К тому же редко какое открытие бывало так кстати, как изобретение печатного станка. Насколько подобное печатание отвечало насущным потребностям человечества, показали уже первые годы после раскрытия тайны изобретателя-монополиста. Сотни типографий, одна за другой, словно грибы после дождя, возникли в более-менее крупных европейских городах. И уже к 1500 году в Европе было выпущено до 30 000 названий издательской продукции.

И что важно для изучения истории печатной валентинки, мастера, стараясь сделать свои издания более привлекательными, снабжали их иллюстрациями — сначала черно-белыми, а потом и цветными.

(Мало кто знает, что сам Иоганн Гутенберг печатал свои издания без иллюстраций. Это касается, кстати, и шедевра ранней печати, так называемой 42-строчной Библии, первого полнообъемного печатного издания Европы, выпущенного гениальным полиграфистом в 1455 году [2 тома, 1282 страницы, 3 400 000 печатных знаков]. Так вот, оказывается, в первом печатном Священном писании христиан типографской краской был оттиснут лишь основной текст. А заглавные буквы, орнамент и рисунки выполнялись художниками от руки.)

Технический прогресс в области печатания изображений неумолимо нарастал, словно снежный ком в самую снежную зиму. Я перечислю лишь узловые вехи этой перманентной полиграфической революции. Историки полиграфического дела указывают, что первый опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят в 1457 году немецким печатником П. Шеффером на страницах Майнцской псалтыри. (Кстати, в этой же книге впервые появились выходные сведения и типографская марка.) 4 года спустя типограф А. Пфистер в баварском Бамберге (Германия) начинает выпускать книги с гравированными на дереве иллюстрациями. В 70-80-х годах XV века Э. Ратдольт (сначала в Венеции [Италия], затем в баварском Аугсбурге [Германия]) вводит в книгу многокрасочную печать, начинает печатать золотом, даже снабжает книгу прикладного характера чертежами и схемами. А во втором десятилетии XVI века венецианский художник Уго да Карпи (Италия) довел способ печатания цветных иллюстраций до совершенства. Он разлагал картину на несколько тонов (обычно 3-4): для каждого тона вырезал на отдельной доске только те места, которые должны были данным цветом отпечататься на бумаге. Сначала оттискивались места одного цвета, потом — другого, и т. д. Будучи прекрасным копировальщиком и гравером, мастер напечатал таким образом копии многих картин, в частности, Санти Рафаэля и Франческо Пармиджанино. Его гравюры есть почти во всех крупных художественных собраниях мира.

Хостинг от uCoz