День святого Валентина

Руслан Вавренюк

День святого Валентина

Похождения православных святых не менее фантастичны. Например, Никита Столпник, будучи младенцем, отказывался сосать грудь своей матери в те дни, когда она ела мясо. Святой Иван Новгородский загнал искушавшего его беса в сосуд с водой, висевший в келье, и согласился выпустить злого духа на свободу лишь после того, как тот обещал его прокатить на себе. Оседлав беса, Иван в одну ночь слетал в Иерусалим и вернулся обратно. Вплоть до начала XX века в Новгороде показывали рукомойник, в который Иван, якобы, заключил беса. Когда в келье святого Конона бесенята начали проказничать, то он посадил их в кувшин.

Макария Египетского попросили узнать у покойника-торговца, где тот спрятал золото. Святой пошел на кладбище и обратился к умершему:

— Где положил ты золото?

— В доме моем, в ногах постели, — якобы ответил мертвец.

Церковные сказки о похождениях разбойников, ставших святыми, и о приключениях блудниц, сделавшихся праведницами, в ярко-пестрых обложках в миллионах экземпляров распространялись в России.

Фридрих Энгельс писал, что расчетливые попы в лице святых вернули крестьянству, поклонявшемуся языческим богам, его многочисленных богов покровителей, которые, например, у римлян имели такую строгую „специализацию“, что даже у сточных труб-клоак была покровительница — богиня Клоакина. Католические святые также владели самыми разнообразными специальностями: Андрей показывает девушкам их будущих мужей, Екатерина помогает выйти замуж, Сабина спасает от любовных страданий, Валентин покровительствует влюбленным, Иосиф — браку. Огромное множество святых является целителями: Агафия помогает от болезни матки, Аполлоний — от зубной боли, Елена — от кровоточия, Рох — от заразных болезней, Власий — от отравлений, Губерт — от укуса бешеной собаки.

Сегодня мы можем приобрести брошюры, из которых можно узнать, что, например, святой Адалард помогает от тифа и лихорадки, а Сервелюс — от паралича. В этих листовках перечисляются сотни святых-покровителей, которые помогают банкирам, купцам, портным, сапожникам, металлистам, горнякам, артиллеристам, пехотинцам, автомобилистам, летчикам, артистам, журналистам. В апреле 1951 года папа Пий XII объявил архангела Гавриила покровителем радио, телефона и телевидения, а спустя 4 года — апостола Матфея — покровителем бухгалтерии. Даже воры и бродяги имеют своего покровителя — святого Христофора. Образки с его изображением итальянские „благочестивые“ воры носят на связках своих отмычек или на шее.

При „получении специализации“ не обходилось и без курьезов. Вот, например, как святая Цецилия стала покровительницей музыкантов. Началось с того, что на картинках, напечатанных пятьсот лет назад, изображалась свадьба Цецилии. Какому-то художнику вздумалось изобразить на картинке орган. Впоследствии стали рисовать и музыкантов. В конце концов, Цецилия утвердилась как покровительница музыки. Святую Екатерину изображали привязанной к колесу пыток, поэтому ее объявили покровительницей каретников. О святой Варваре в легенде говорится, что она была заключена своим отцом в башню. Поэтому на старинных изображениях святой можно увидеть башенку. Это дало повод почитать Варвару как покровительницу строителей и артиллеристов (?). На картинках, изображавших святого Витта, рисовали маленький котел со смолой, в который его, якобы, бросили. Потом этот котел стали принимать за ночной горшок, а Витта стали считать покровителем маленьких детей, якобы, заставляющим их просыпаться ночью, чтобы не мочились в постели. Этому же святому иногда молятся католики, боящиеся проспать.

В Средние века на полотнах, изображающих Христа, восходящего на Голгофу и изнывающего под тяжестью креста, рисовали ангела, поддерживающего сына Божьего. Внизу под полотном было написано Verus iconica, что в переводе с латыни означает „истинный образ“. Эту надпись со временем стали истолковывать как имя ангела — то ли Вероника, то ли Вероника. Впоследствии же, „изменив пол“, он превратился в святую Веронику, покровительницу всех казнимых.

Данную тему не мог обойти своим вниманием известный церковный реформатор Мартин Лютер: „Святой Людовик когда-то при жизни из дурного пива сделал хорошее, по смерти мы назначаем его пивоваром. Из сказания о святой Анне мы выбрали только то обстоятельство, что она обедневшему игроку возвратила богатство, и поэтому просим у нее земных благ. Купцы имеют своего бога — святого Еразма, беременные женщины обращаются к святой Маргарите“. В России как-то распространялась листовка „Каким святым от каких болезней молиться и когда память их?“ В них утверждалось, что святой Бонифатий и Моисей Мурин помогают от „винного запоя“, а Гурий — „от несправедливой ненависти мужа“.

Сонм святых Валентинов 

Мои читатели и читательницы, тезки знаменитого святого, могут гордиться именем своим. Потому как Валентин в переводе с латинского — сильный.

Католическая энциклопедия указывает трех святых с этим богатырским именем. Они указаны в мартирологе под 14 февраля.

„Православный церковный календарь“ также упоминает трех Валентинов: мученика Валентина Доростольского (пострадавшего 7 мая 228 года), пресвитера Валентина Римлянина (казненного 19 июля 269 года) и епископа Валентина Интерамского (Италийского) [казненного предположительно 12 августа 273 года].

Как видим, февралем, тем более 14 числом или же 15-м, здесь и не пахнет. Однако все указывает на то, что это одни и те же лица, — просто конкурирующие церкви памятные даты не согласовали. Интересно, как отреагировали бы сами святые Валентины, воскреснув, если бы им сказали, что они одновременно являются и католиками, и православными. Впрочем, они и ведать — не ведали, что такое католицизм и православие. Ведь злополучное разделение христианства (так называемая схизма [от греческого schisma — расщепление, прим. авт.]) на эти две ветви произошло как минимум лет через 800 — в 1054 году (правда, поползновения этой злополучной схизмы, отрыжки „звездной болезни“ зарвавшихся церковных наполеончиков, возомнивших себя богами, начались еще в 867 году; ну а закончилась агония единого христианства в 1204 году).

Однако сонм святых Валентинов этим не ограничивается. Вездесущие светские источники называют и других их тезок. Равноапостольный Валентин V века, один из первых христианских миссионеров Южной Германии. Еще об одном Валентине известно лишь, что он был убит в Африке. Есть даже святая мученица Валентина, родом из Кесарии, пострадавшая 23 февраля 308 года. Вот и февраль легок на помине, да не тот день.

Я не сомневаюсь в том, что некоторые журналисты готовы на любую придумку, лишь бы обратили внимание на их публикацию. Посудите сами, не высосана ли из пальца следующая информация? „Существует и версия, что реальным прообразом „святого“ послужил некий умерший в 1926 году актер Рудольфо Валентино, считавшийся „богом“ любви и идеалом любовников“.

Как бы там ни было, „World Book Encyclopedia“, игнорируя эту когорту Валентинов, все же останавливается на следующем варианте: „День святого Валентина происходит от праздника, посвященного двум христианским мученикам, носившим это имя“.

Хронология, которую я сейчас приведу, мне пока не совсем понятна. К тому же неясно, о каком святом Валентине речь идет. Но все же, думаю, список этот стоит огласить именно сейчас.

Итак, в XV веке католическая церковь канонизировала отца Валентина. День его памяти — 14 февраля.

В 1969 году этот день появился как праздничный в Римском церковном календаре. (Тогда как же расценивать указ папы римского Геласиуса 496 года?)

Память святого Валентина чтилась 14 февраля в качестве обязательной для всей католической церкви до литургической реформы 1960-70-х годов. В настоящее время эта традиция сохраняется в ряде католических регионов.

Может, дальнейшее расследование вставит логическое звено в эту шаткую цепь событий?

Пресвитер Валентин Римлянин 

В житие пресвитера Валентина Римлянина сказано о том, что в 269 году он был обезглавлен по приказу императора Клавдия после того, как обратил в христианскую веру императорского сановника (советника?) Астерия [в Православной церкви день памяти священномученика пресвитера Валентина Римлянина — 19 июля 269 года]. С ним пострадали за веру сам Астерий, а также мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин и „иные многие в Риме“.

Святые мученики Марин и Марфа и их сыновья Аввакум и Авдифакс были родом из Персии. Они прибыли в Рим для поклонения гробам святых апостолов Петра и Павла. Находясь в Риме, святые посещали христиан, заключенных в темницах, и тайно хоронили тела замученных за свою веру. Узнав об этом, император Клавдий II приказал схватить паломников. Увидев в них твердое исповедание веры Христовой, и получив отказ принести жертву языческим идолам, он приказал подвергнуть их жесточайшим пыткам. Сначала Марина, Аввакума и Авдифакса подвесили и их тела уродовали железными когтями, затем их ребра опалили огнем. Марфа, жена и мать казнимых, укрепляла их увещаниями мужественно переносить страдания за Христа. После чего отцу и сыновьям отсекли руки и повесили их на шеи мучеников. В таком виде они были водимы по городу. Столь изощренную казнь завершили рассечением их тел мечом. А Марфу утопили в реке.

Хостинг от uCoz