День святого Валентина

Руслан Вавренюк

День святого Валентина

— Выходит, что любой праздник, претендующий на место в нашем календаре, должен иметь под собой не только традиционную, историческую основу, но и носить практический смысл?

— Да, конечно. День этого сурка, как и Валентинов день, никогда не праздновался. Они нам просто ни к чему.

— Вероятно, проблема заключается даже не в празднике святого Валентина как таковом, а в том, какая модель любви пропагандируется в этот день.

— Любовь — это нормально и замечательно, когда она естественна. Но в таком контексте речь идет не о любви, а о сексе. Пропагандируется именно секс, а по-русски — разврат. Непонятным заграничным словом прикрывают такой неблаговидный предмет. Влияние Запада проникает в нашу культуру, особенно все эти секты, мормоны, иеговисты, которые стремятся сюда, чтобы захватить души.

Половое воспитание детей также приводит к растлению русского народа. Людям со здравым смыслом следует быть осторожными, не вводить те обычаи, которые у нас не практиковались, не забивать детям головы. А дать им ясную, четкую картину, показать, как жили наши предки. Мы консерваторы, в хорошем смысле этого слова. А что такое консервация? Это, прежде всего, сохранение.

— Ведь в православной традиции существует праздник любви, хотя и несколько иной — любви к ближнему. Это Прощеное воскресение.

— Да, это приготовление к вступлению в Великий пост. Здесь тоже речь идет о проявлении любви. Но духовной любви. Правильная любовь между разнополыми молодыми людьми — это отношения, которые получают благословение родителей и православной церкви на устройство совместной жизни. А любовь духовная — это когда все братья и сестры во Христе. Даже Сталин обратился в начале Великой Отечественной войны к народу как к братьям и сестрам. Прекрасна и замечательна любовь, которую дает человеку бог.

* * *

„Я хотела попросить Вас написать, почему Православная Церковь не празднует так горячо любимый всеми молодыми людьми Праздник любви (14 февраля). Хотелось бы компетентно (с православной точки зрения) отвечать другим. А сама я точно не знаю. Оксана, 15.02.2002“.

Дорогая Оксана!

Праздник любви Православная Церковь празднует каждый день, вспоминая о безмерной любви Бога к нам и о любви святых, которая подобна любви Божественной. Вся наша земная жизнь должна стать праздником любви, дорогой в Царство Божие, Царство бесконечной Любви.

Молодые люди празднуют 14 февраля не праздник Любви, а праздник влюбленности. Влюбленность — это не подлинная любовь. Она отличается от настоящей любви непостоянством, привязанностью к одному человеку, часто нецеломудрием. Иногда влюбленность — это тоска по настоящей любви, иногда — игра воображения, иногда влюбленностью прикрываются грубые плотские чувства. Влюбленность часто начинается с очарования и почти всегда заканчивается разочарованием.

Кроме Господских и Богородичных праздников, дней памяти святых, мы в наших приходах иногда отмечаем еще один праздник любви — Таинство Брака. В этом таинстве соединяются два человека, которые сохранили свою любовь друг для друга, их Бог соединяет навечно в одно существо для того, чтобы они жертвенной любовью служили друг другу. Радость этого Таинства — общая радость всей Церкви. Разве может сравниться с этим праздником легкомысленный, глупый и легковесный т. н. „день св. Валентина“?

Не все люди любят и умеют собирать грибы в лесу. Настоящие грибники знают, что под видом съедобных грибов есть много грибов ядовитых, ложных: ложный белый гриб, ложные опята. Если хороший гриб перепутать с ложным, можно отравиться насмерть.

14 февраля может стать праздником ложной любви. Поэтому лучше не рисковать и праздновать по-православному праздники Истинной, Спасительной Любви, которые отмечает Церковь.

С любовью о Христе, протоиерей [от греческих protos — первый и hiereus — жрец (от hieros — священный), в православной церковной иерархии старший священник (главный среди священников данной церкви). Входит в состав белого (немонашествующего) духовенства. Верующие обычно обращаются к нему, как и ко всем иереям (священникам) — „отец“, „батюшка“. Официальное церковное обращение — „ваше высокопреподобие“, прим. авт.] Аркадий Шатов.

* * *

Владыка Митрофан:

— До недавних пор мало кто говорил у нас об этом празднике. В последнее время, когда к нам с запада нахлынули всевозможные новшества, и среди молодежи стало особенно модным подражать западному образу жизни и что-то перенимать для себя, — появился у нас и „День святого Валентина“. Но под 14 февраля не только в православном, но и в католическом церковном календарях нет памяти святого с таким именем. Святая Церковь чтит святого мученика Валентина, но его память празднуется в другой день. Следовательно, мы имеем дело с некой неоязыческой традицией, при распространении которой христианство используется лишь как прикрытие. И если кто-то из молодых людей планирует праздновать этот день, то сначала стоит задуматься — что же, собственно, отмечать? Торжество, которое не имеет никакого отношения к нашим духовным традициям? Подлинный праздник для влюбленных — это когда они приходят в храм и становятся перед священником и алтарем, чтобы освятить небесным благословением свой союз как жениха и невесты.

* * *

„Христианство Приморья“:

„У Бога нет случайностей. И очевидна чистота Божьей любви по сравнению с порочностью любви римской богини. Божья любовь торжествует — в этот день никто и не вспоминает о Юноне, но помнят простого священника Валентина, как пример настоящей любви. Весь мир знает этот день как день всех влюбленных.

Предлагаем использовать эту дату как хороший повод для того, чтобы преподать молодежи Библейское учение о любви и чистоте добрачных отношений“.

* * *

NN:

— История патриция Валентина вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь приготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской страстью? Немало было высказано и напечатано по этому поводу едкого, уходя от проблемы светского характера праздника к сомнению в святости самого мученика. Но как оказалось, никто из священномучеников Валентинов (ни пресвитер Римский, ни епископ Тернийский, ни епископ Интерамский) к легенде, которая легла в основу праздника, не имеют никакого отношения.

Возвращаясь к первоначальной легенде о патриции Валентине, которую хранили в своих сердцах американские выходцы из Европы, и которую так опошлили их потомки, можно сказать, что истинное значение дня святого Валентина — это готовность отдать себя ради тех, кого любишь, как около 2000 лет назад ради нашего спасения принес Себя в жертву Спаситель мира — Господь наш Иисус Христос.

Что же касается шумного светского характера дня памяти мученика Валентина с его викторинами, шоу-программами и прочей пошлой мишурой, то за это всем нам стоит попросить прощения у святого, отдавшего свою жизнь за Христа и сложившего голову „ради други своя“.

* * *

Священник Андрей Дудченко:

— Так можно ли праздновать „день святого Валентина“? Как относится к этому „празднику“ Православная Церковь? Здесь следует дать очень осторожный ответ. „Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною“, — писал апостол Павел Коринфским христианам [Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла: 6:12 (Библия: Книги Нового Завета), прим. авт.].

Можно ли христианам быть любимыми и любящими? Несомненно, даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию [Первая книга Моисеева. Бытие: 1:17 (Библия: Книги Ветхого Завета), прим. авт.]. Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь [Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова: 4:8 (Библия: Книги Нового Завета), прим. авт.]. Значит, любить — это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви — означает приближаться к Богу.

Но здесь необходима существенная оговорка. В русском языке мы знаем только одно слово „любовь“, которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и „любовь к отеческим гробам“, и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое „занятие любовью“. В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов. Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр.

Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, — это „эрос“. Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как „рачение“: „Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением“ в Последовании ко Причащению). Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену „в плоть едину“, необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание „заниматься любовью“ звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью. Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не „занятием любовью“. В последнем случае каждый „партнер“ стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

Хостинг от uCoz