Густав часто беседовал со мной по содержанию прочитанных мною газет, разъяснял суть тех или иных событий, происходящих в России. Специальные сотрудники собирали письма русских солдат и вели записи их разговоров между собой, тщательно анализируя все полученные сведения и делая точные выводы о настроениях русской армии и возможностях воздействия на ее моральный дух.
По чтению солдатских писем из плена или найденных в отбитых русских окопах, показаний военнопленных мы составляли картину условий жизни солдат до армии в городе и в селе:
У нас губерния хлебная считалась, а хлеба никогда не хватало.
С пяти лет крестьянин в работе. Сначала младенцев нянчит, потом гусей пасет, потом к соседу поставят, за нищий кусок, колотушки принимать.
Мне когда деревня приснится, всегда плохо становится. Сиротская памятка во мне оставлена. Побои, да ругань, да чужого куска огрызок. И злей всего попреки.
Я сиротой остался, из избы в избу ходил, благодетели заботились. Не вспомню, чтоб я хоть раз тогда сытым был. Били, материли, спать в хлеву клали, одежда на ногах рукавами, обуви никакой, весь обмерзлый даже. Пастушить помогать поставили за хлеб, за воду, за побои.
Вместе с Густавом мы долго учили легенду простого русского паренька, призванного в армию из Пензенской губернии. Реальный прототип раненным был взят в плен. Повреждение легких в результате контузии вызвало скоротечную чахотку, от которой солдат скончался. Парень сирота, не имеет никаких родственников. Значит трудно проверить его личность. Малограмотный четыре класса церковно-приходской школы. Где и в каких метриках записан, неизвестно. С детства ходил попрошайничал. По деревням нанимался в подпаски. В армию пошел добровольно. Призван в Энском уезде, где ему по указанию воинского начальника выдали метрику, со слов, возраст определили примерно во время врачебного осмотра. В армию был определен ездовым в пехотный полк, в котором находился в течение месяца, после чего был взят в плен в контуженном состоянии. Более лучшей легенды для легализации в простой армейской среде придумать было невозможно. Все подтверждалось документально и показаниями солдат, служивших с ним в одном полку. В основном его характеризовали как придурочного добровольца 1917 года.
Еще несколько дней ушло на то, чтобы научиться запрягать лошадь в повозку так, как это делают русские, и разобраться в элементах упряжи. Это тоже наука. Спроси кто, для чего полагается тот или иной ремень или веревка, и кончится все провалом и контрразведкой.
Наконец настал тот момент, когда мне выдали документы этого солдата, и я в составе команды военнопленных был отправлен в концентрационный лагерь.
Концентрационный лагерь находился в районе города Коблерга. В нем содержалось значительное количество русских военнопленных солдат и офицеров. Солдаты использовались в качестве подсобных рабочих на строительстве и полевых работах. Офицеры были размещены отдельно от солдат и, как правило, не работали в командах.
Густав должен был проверить мою подготовленность выступать в роли русского человека, способности обжиться среди них, понять, что такое неизведанное скрывается в русской душе. Насколько она отличается от той, что описал русский писатель Ф. Достоевский в романе Преступление и наказание.
Следуя легенде, как молодой солдатик, ничего и никого не знающий, я устроился у стены барака и стал сидеть на осеннем солнышке, которое пригревало только с подветренной стороны. Густав оторвал хлястик от моей шинели, а обмотки я так и не научился правильно заматывать, и они волочились за мной как две змеи, пытающиеся укусить нескладного хозяина. Прибывшие вместе со мной солдаты стали подходить к уже находившимся в лагере, выкликать одноземельцев, или, как говорят русские, земляков. В разговоре знакомились, рассказывали о себе. Закуривали, что у кого есть. Кто-то находил знакомых, обнимались, похлопывали друг друга по спине, проявляя радость.
Примерно через час ко мне подошел пожилой солдат с Георгиевским крестом, присел рядом, стал свертывать самокрутку. Свернул, закурил и спросил, откуда я буду. Вопроса я не понял. Что буду, чего буду? На всякий случай я сказал, что не знаю. Собеседник удивленно поднял на меня глаза и спросил, как это я не знаю, где я родился. Вот тебе и буду. Я сказал, что действительно не знаю, где я родился и кто мои родители. Один вопрос чуть не поставил меня в сильное затруднение. Сказал, что я сирота, ходил туда, куда ветер подует. Это, по-моему, понравилось моему собеседнику, и он улыбнулся. Ну, а сюда как попал, не унимался мой новый знакомец. Обстрел был, сказал я, рвануло рядом, очнулся, а меня куда-то тащат немцы. Сколько я лежал не знаю, но внутри до сих пор еще болит. Ладно, сказал пожилой, пойдем, будешь устраиваться на жительство.
Так я познакомился с тезкой Иваном Кирьяновичем. Он ввел меня в солдатский круг, показывал, где и что находится. Был он человек общительный, от него я узнал все про его семью, где он воевал, за что получил Георгия, отношение его к немцам, как к военным, так и к мирным жителям вообще.
Недоразвитые, по мнению Густава, русские были, как мне показалось тогда, да я и сейчас в этом уверен, людьми с великолепным будущим, которые несут в себе внутренний мир, способный быть примером для объединенных наций. Мне приходилось сталкиваться с разными людьми разных национальностей. Среди них есть и хорошие, и плохие, и просто никакие люди.
Русских можно характеризовать только двумя категориями очень хороший или очень плохой. Если очень хороший то это очень хороший человек, способный на все, чтобы спасти все человечество. Если плохой, то на нем хорошего места разглядеть нельзя. А как напьются, то и плохой и хороший вместе сидят, песни поют, плачут о чем-то разжалобившем их, а протрезвеют, стыдятся своего поведения и оттого еще непримиримее делаются. Одно только и объединяет их, что вера в Бога.
Священники у них своеобразные, а военные тем более. За военные отличия кресты на орденских лентах носят. Говорят, что один священник во время боя оглоблей немало немецких солдат в окопы повалил, пока его не связали. Переводчик, беседовавший со священником, в своем рапорте написал, что пленный допускает речи, в которых он говорит о своих близких отношениях с самим Богом, Божьей Матерью, а также с близкими родственниками своих командиров и командного состава батальона, который его пленил.
О русских идиоматических выражениях, то есть о мате, можно писать диссертации, книги, и все равно найдутся такие слова, которые потребуют специальных разъяснений для несведущих людей, но будут легко понятны людьми высших и низших слоев населения России. Одно небольшое слово может иметь от пяти до десяти значений в разных интонациях и ситуациях, в которых оно произносится. Перевести мат невозможно, но иностранцами он заучивается удивительно легко. Через неделю пребывания в лагере я матерился так, что вызывал удивление даже Кирьяновича, который говорил, что иногда люди между собой и без мата общаются. Это замечание несколько поубавило мой пыл в применении различных слов и оборотов, но зато я приобрел бесценный опыт применения русских разговорных выражений.
Находясь среди настоящих русских солдат, я внимательно прислушивался к тому, о чем они разговаривают между собой, собравшись в кружок в курилке или неподалеку от туалета:
Война ничего не бояться научила. Голод видели, тиф выжили, пожар за печку считали, грабеж это чего уж проще, раны как на собаке, смерть часто видели. А живы, живы и будем.
Вот бы в родных местах повоевать, я бы там кой-кому судьбу бы перестроил.
Когда знаешь, куда да за что воевать, не давай времени на роздых. Как кто поперек сшибай. За тобой идут, им легче станет.
У нас четверо рассудку лишились на войне. Думаю, со страху больше. Один все сны видел, баб каких-то. Ходят по полю, плачут и его ищут. Он кричит, что здесь, мол, он, а они не признают и с молитвой по полю бродят. И плачут, а он тоскою сохнет.
Приподнял я его, а он стонет. Губы себе прикусил, сквозь нос стонет А я сам ранен, крови много потерял, сильно ослаб. Тащу его, а не помнится ничего. Так мы до свету ползли. Кровь сперва сильно шла, потом перестала. Дышать больно. Как воду какую найду пью. А он уже без чувств. Легли, когда солнце высоко стояло. Лежим, через кусты река видна какая-то, поляна кругом, а за речкой лес молоденький. Вдруг стрельба. Слышим, конные. Остановились, да по нам стрелять начали. Мне там ногу во второй раз ранили.
Я к окну подошел и постучал. Баба отперла, дрожит, молчит. Я хлеба прошу. На стенке шкафчик, оттуда она хлеба, да сыру достала и вино стала на таганке греть. Ем, аж за ушами трещит. Думаю, нет такой силы, чтобы меня с того места сорвать. Опять в оконце кто-то стучит. Баба, также как и мне, отперла. Гляжу, австриец в избу ввалился. Смотрим друг на друга, кусок у меня поперек горла встал. Что делать, не знаем. Сел он, хлеб взял и сыру. Жрет он, не хуже меня. Вино бабенка подала горячее, да две чашки. И стали мы пить ровно соседи какие. Попили, поели, легли на лавке голова к голове. Утром разошлись. Некому приказывать было.