Извращение желаний

Владимир Круковер

Извращение желаний

30. Искажение желаний 

Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга.
Люк де Клапье Вовенарг.

Не знаю, какой бес меня укусил, но я чего-то написал письмо министру и отправил его по электронной почте. Хотя нет, знать-то я знаю, я просто в метро увидел книжку кем-то забытую, и успел ее основательно полистать. Пассажиры удивленно смотрели, как солидный с виду мужчина хохочет, читая учебник по ОБЖ. Ну вот, пришел я домой, включил компьютер, вошел в сеть, проверил почту, вспомнил этот идиотский учебник и с ходу как-то, на одном дыхании, накатал письмо и, как дурак, это письмо отправил.

Кота-пришельца второй день дома не было. Как в тот раз улетел от моих вопросов, так и не появлялся, соседка тоже что-то про меня забыла, хотя вопросов к ней у меня была масса, а телепатические возможности неожиданно исчезли — они, наверное, были активированы временно или могли действовать только в присутствии Ыдыки Бе. В общем, настроение было сумбурное; икру, правда, распродал успешно, всю спустил официанту „Золотого якоря“ за треть цены, и выручил неплохую сумму. И все же смятение некое в мыслях наблюдалось, иначе я это письмо бы не отправил.

Впрочем, что мне терять? Приведу письмо в этих чрезвычайно правдивых записках. В сущности, эта рукопись — единственное почти документальное описание почти всего периода пребывания Ыдыки Бе на нашей планете. Именно я смог проследить необычную судьбу профессора Брикмана, в чем мне помогли контакты с некоторыми уголовниками, делившими с Дормидоном Исааковичем тюремный быт. Именно я смог объяснить некоторые необычные происшествия, о которых, захлебываясь, орали разные СМИ. Не уверен, что эта правда нужна нынешним правителям (тем более — издателям), но впервые я пишу не ради гонорара.

Ладно, что-то заболтался, ушел от темы. Грустно, без телепатического восприятия чувствую себя так, будто меня кастрировали. Без наркоза. Итак, письмо.

Открытое письмо министру МЧС Ш…

Господин министр!

Одним из главных направлений МЧС, должно быть, упускаемое на сегодня — предупреждение несчастных случаев среди детей и подростков. Один из путей в решении этой проблемы (а статистика угрожающая) — настоящее преподавание ОБЖ с настоящими преподавателями и практическими занятиями. Под контролем не Министерства образования, а именно МЧС. До чего довели этот предмет чиновники из упомянутого министерства можно узнать, открыв любой учебник по ОБЖ.

Эти учебники представляют собой помесь инструкции по технике безопасности для пьяных работяг с канцелярскими циркулярами. Поэтому я подготовил письмо, которое довести до Вас не смог — до министра, как и до звезд, дотянуться трудно, и публикую его вместо предисловия — о необходимости обучения школьников ОБЖ под контролем МЧС, а не министерства образования, которое превратило ответственное дело по безопасности детей и подростков в канцелярскую клоунаду.

В качестве убедительного примера приводится небольшой анализ учебника с грифом министерства образования, который, якобы, написан под редакцией вашего заместителя Ю. Воробьева.

Почему нужен новый учебник по ОБЖ?

В настоящее время учебники по ОБЖ, по которым школьники обязаны учиться, похожи на старорежимные учебники по истории КПСС. Тот же суконный язык, тот же чиновничий догматизм, та же убежденность авторов в непререкаемости их рекомендаций.

Возьмем, к примеру, подобный учебник для шестого класса под редакцией первого заместителя министра МЧС России Ю. Воробьева, изданный в 2001 году издательством „Астрель“, с грифом министерства образования.

1.

Начинается он с объяснения понятия опасности. Оказывается, опасность — „это вероятность появления неблагоприятного события“.

Авторы не ограничиваются столь мудрым пояснением и популярно рассказывают бедным шестиклассникам, что „например, гуляя в лесу и засмотревшись на птичку, можно провалиться в яму и при этом сломать ногу“. Что же нужно делать, чтоб избежать опасности? Например, „гуляя в лесу, беречь глаза от удара веткой, а тело — от колючего кустарника“. [Непередаваемое очарование есть в тенденции чиновников от педагогики объяснять очевидное. „Стол состоит из столешницы и четырех подставок, именуемых в просторечье ножками…“ — это их стиль.]

После подобных сентенций, которые, несомненно, являются для мальчишек и девчонок откровением, авторы переходят к более „научным“ пассажам. „Климатогеографические особенности природной среды во многом определяют успех выживания человека в ней. Для каждой природной зоны — тундры и ее Арктического побережья, тайги, пустыни или тропиков — характерны свои особенности климата, растительного и животного мира, рельефа. Все это, вместе взятое, во многом определяет, сможет ли человек сохранить жизнь и здоровье, добыть пищу, огонь, воду, построить убежище, защитить себя от различных заболеваний и возможных опасностей…“ Ну а далее приведен пример с девушкой, которая „…десять дней со сломанной ключицей, имея лишь горсть карамели, выходила к людям, продираясь сквозь кусты, оставляя на ветвях лоскуты платья, часто перелезая через стволы поваленных деревьев…“ И, что характерно, „ни разу не соблазнили ее заманчивые на вид плоды, так как она хорошо помнила слова отца о том, что в сельве все, что выглядит красиво — плоды, бабочки, цветы — ядовито“. Не буду цитировать подробно эту ужасную историю. В общем, девочка сталкивалась с муравьями-переселенцами, спасалась от них в ручьях, ее раны гноились и мухи откладывали в них свои личинки, ей встречались аллигаторы, „но судьба берегла ее“. Короче, она на десятые сутки „доковыляла“ до людей и была спасена. И все потому, что слушалась отца.

И, наконец, в заключение главы следуют вопросы. Например, вопрос о том, как Дима Индианаджонсов (!) увидел пещеру и решил ее обследовать. Ну и заблудился, естественно. Вопрос такой: что Дима сделал неправильно?

Ответ привел меня в состояние буйного веселья. Оказывается, „лучше было не лазать в пещеру и направить свою энергию на борьбу с любопытством“. Три восклицательных знака и ура составителям.

Я мог бы добавить еще несколько цитат. Например, жара, по мнению авторов, „вызывает значительные изменения в организме, так как перегрев тела нарушает работу многих органов“. А „жажда — это нормальный сигнал на нехватку жидкости в организме“. (!) Но вряд ли в этом есть необходимость.

Уже ясно, что форма изложения безобразна и что замминистра Ю. Воробьев при всех своих высоких качествах специалиста по чрезвычайным ситуациям, далек от педагогики или подмахнул рукопись учебника, не вникая в содержание.

А содержание настораживает еще больше, чем форма. Из 200 страниц половина занята советами для тех, кто заблудился в безлюдье. Понимаю, наши дети, особенно городские, многотысячными толпами убегают в лес, пустыню, тундру или саванну. И, конечно, шестиклассникам просто необходимо знать, как подавать сигналы бедствия, устраивать „временные укрытия“, добывать пищу „охотой и рыбной ловлей“, как „вести себя при встрече с хищными зверями“ и что относится к „нетрадиционным видам пищи“. Ну, а глава „Личная гигиена“ для таких малолетних робинзонов просто необходима. Ведь там сказано, что „перед едой надо обязательно мыть руки“, что „чистота — залог здоровья“, что „в зимних условиях, если нет проруби, умываться следует снегом“, а „зубы чистить импровизированной щеткой — веточкой с расплющенным концом, а в качестве зубного порошка использовать золу из костра“.

Ярко представляю себе двенадцатилетнего подростка, заблудившегося в „безлюдной“ тайге „в зимний период времени“ [все, что я беру в кавычки — прямое цитирование изумительных перлов из учебника… только профессиональный чиновник может в книге для детей вместо „зимой“ писать „в зимний период времени“, и надеяться, что голодный, напуганный ребенок будет „импровизировать“ зубную щетку] и пытающегося, в соответствии с учебником, выжить! Еще более ярко представляю авторов этих учебников в сходной ситуации, когда они устраивают „временные укрытия“ из привычных канцелярских папок, изыскивают, тряся животами, под снегом „нетрадиционную пищу“ и, предварительно помыв руки в проруби, так как „чистота — залог здоровья“, вкушают ее под елкой, а потом разводят костер при помощи циркуляров и факсимильных сообщений, набирают в пухлую ладошку золу и „веточкой с расплющенным концом“ чистят зубы, сыто порыгивая и обдумывая очередную главу „детского“ учебника.

Из оставшихся 100 страниц 35 отданы медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Не буду больше удивляться тому, что „желудочно-кишечные заболевания в природных условиях возникают чаще всего в виде острых поносов“, понимаю, что канцелярские зомби не способны выражаться нормальным языком. Но скажите, какую информацию несут такие (выделенные, кстати, красным цветом) напоминания: „Чем больше ты успеешь съесть ядовитых плодов, ягод, грибов, тем серьезней будет отравление!“, „При всех случаях желудочно-кишечных заболеваний до полного выздоровления следует соблюдать диету!“, „При потере сознания, если некому оказать помощь, человек погибает!“. Или это некий чиновничий юмор?

Ладно. Что у нас осталось из текста? Если отбросить вступление, словарик (содержание которого может служить темой отдельного фельетона: например, на „с“ три слова — „сельва“, „седловина“ и „силок“, самые важные слова для ребятишек из России), то еще 20 страниц занимают скверные рисунки ядовитых растений, ягод, грибов и рецепты приготовления отваров и настоек из „дикорастущих лекарственных растений“. Никогда ни ребенок, ни взрослый человек не смогут научиться различать растения по такому пособию. Да и не должны учиться — для этого существуют ботаника, наглядные пособия и многочисленные практические занятия на природе.

Хостинг от uCoz