| Обратно в приемную | Листы : 1 2
Павел Максименко
Шел день шестой…

Предисловие

Когда садишься писать, то самое сложное – форма. Уже ясно о чем, но – как? Художественной литературе известно множество форм, но пишется нечто междужанровое, и все они – формы – оказываются неподходящими. Попытка втиснуть желаемое в известные и принятые рамки неизменно ухудшает результат, делая его лишь условно удовлетворительным.

То, что лежит перед Вами, должно было бы стать своеобразными автобиографическими заметками. Но желаемое повествование оказалось бессмысленно многословным и скучным, и остались лишь разрозненные отрывки, которые я счел единственно возможными. Все остальное – в корзину! Отрывки эти получили некие названия – скорее по ощущению, чем по содержанию – и между собой формальной связи не имеют. Связь же иная – прерогатива читательского воображения.

Апокриф

Но День не может длиться вечно, ибо Ночь – без конца. То, что люди привыкли называть словом “день” – лишь блаженная иллюзия, выдуманная ими…

Но Солнце не может взойти, ибо лишь Луна – и только она – царствует на небосводе…
Но Дождь не может перестать, ибо лишь вода. вода, вода…

Реминисценция

Был ли Иоанн Богослов ясновидцем, или же все сказанное им – лишь трактуемая случайность? Впрочем, – что за разница!? “Каждому воздастся по Вере его.” Так неужели же не страшно неверие, ибо неверие, – а по нему тоже воздастся – приведет к небытию. Сложно поверить, принять, осознать, что кто-то может сам, по своей воле, желать себе небытия. Но – не верят, но – желают, но – …

Я возвращаюсь. Подведен итог.
Монистами вагонов забренчали
За лабиринтом судеб и тревог
Кочевники на северном вокзале.

К перрону поезд подползет, смеясь, –
Еще один отрезок жизни прожит.
Я сбрасываю кожу, как змея,
Но это же шагреневая кожа.

Не зачеркнуть ни имени, ни дня,
Не возродить поступка или слова, –
Прожитое уходит от меня,
Чтоб никогда не возвратиться снова.

Лишь только память воскресив без лжи,
Куски судьбы разрозненные сплавив,
В твою одну единственную жизнь,
И жесткий счет безжалостно представив.

Теза

У каждого человека лишь только два пути – Христов или Антихристов. Даже верующему беспредельно трудно избрать Христов путь, а уж без веры – лишь Антихрист возможен. Явившись мессией, Иисус повторил сотворение мира Богом – боль свою очеловечил, возведя в любовь. Мы же – хотим или не хотим – повторяя Христов ли, Антихристов ли путь – тоже творим – одни Веру, – и Любовь, – другие – неверие, – и Ненависть. И у каждого из нас рано или поздно бывает свой день первый, день второй, день третий… Для меня – всегда, наверное, – идет день шестой…

Подслушанный разговор

Что Вам за дело, друзья мои, до мира, беснующегося вокруг Вас? Он ли Вам нужен, он ли Вас определяет и влечет?
Но мы – в нем! Хотим мы того или нет, но – в нем!
Но взгляните – копошащиеся вокруг существа – люди ли? Они ли достойны внимания Вашего, участия Вашего, скорби Вашей?!
Но они заблудшие! Не нам ли дано им путь указать? Не мы ли мессиями для них?
Вознеситесь над толпой – и указывайте ей путь тогда. Но не будьте в толпе – она растопчет Вас, ибо пророков – ненавидят, ясновидцев – боятся, а добро человеческое наказуемо в первую очередь. Лишь Добро, что от Бога, а не от человека – истинно!
Но ведь мы сами – часть этой толпы, не так ли? Или даже – сама толпа!
Толпа была, есть и будет. Она – как муха, вечно кружащая над землей, но нельзя же муху – символом жизни считать! Скорее уж – мертвечиной тянет. Господь ниспослал Вам свое благословение – Вам ли с толпой ровняться?! В предках Ваших, в крови их – будущее Ваше, будущее России.
Но мы – лишь смертные, которые не могут больше, чем могут. А толпа – она втопчет нас в грязь. Что мы против нее и в глазах ее?! Ничтожества…
И Христос был толпою распят – и ею же вознесен. И не он один. Можно, конечно, и самим уйти, исчезнуть – Сережа, Марина, Володя тому примеры, – но цикута не всегда лучший выход. Вспомните Боречку, Иосифа в конце концов – он принял скипетр из рук Анны Андреевны и так гордо – несмотря ни на что – нес его до сих пор.
На них равняться надо, на них…

Пушкин

Танечка, Танечка! Всеми почти уже забыта ты, так многое предопределившая. Лишь гитара твоя волшебная горьким напоминанием о неподкупности времени лежит скромно в одном из залов Музея… Танечка! Танечка! Благослови тебя Господь!

Простор забыт, пейзаж не изменить,
Скупая осень призрачно ступает,
И наступает время семенить,
А время воспарить – не наступает.

Унылый двор – свободы нашей вор –
Облупленными стенами обужен,
Слепые окна пялятся в упор,
Да злой алкаш бредет по грязным лужам.

Пейзаж не изменить, а все же жаль,
Что зол алкаш и окна вечно слепы,
Что одичалой кошкою печаль
Себе в жилье взяла парадных склепы,
Что двор забыл о том, как зеленел,
И баба алкаша давно забыла,
Как голос ее в юности звенел,
Когда она «Платочек» выводила.

Ей не поется двадцать с лишним лет,
Ей безразлично, что бухой сосед
Ее худыми лапами хватает.
Он одинок, пропойная душа,
Он, как близнец, похож на алкаша –
Она его за мужа принимает.

Мы здесь свои – стареем, водку пьем,
Мы здесь живем как будто не живем,
Мы здесь же и умрем, а это значит –
Алкаш почует дармовой стакан,
Унылый двор раскроет свой капкан,
А баба алкаша – смешно заплачет.

Красная площадь

Вид справа

По Гоголевскому – мимо Гегеля сидячего – минуя – вот уж действительно голая реальность – или сюр? – громаду Министерства обороны. Потом – Красная площадь – справа – Исторический музей. (Это здание маленький Лева Розенфельд, увидев впервые – года три ему тогда было – назвал шоколадным дворцом с глазурью. Вспоминал ли это когда-нибудь Председатель Моссовета Лев Борисович Каменев? Неизвестно. Но знаю, что жена его, Ольга Давыдовна, – в девичестве Бронштейн, – написала об этом своему брату в Мексику. Может, именно поэтому в “Последнем патриархе” Маркеса фигурирует Площадь Шоколадного Дворца в далекой стране.)

Вид сверху

Два одураченных истукана сторожили (от кого?) – прах величайшего из грешников, возведшего грех в благодеяние. Но – и плакальщик он был величайший, но – и каялся истово, и грехи его – давно Господом отпущены и прощены. О чем думал он, сидя в уютном домике в Швейцарских Альпах с Инессой Теодоровной Стефани – и убеждая ее в огромном будущем почти неизвестного тогда, читающего часто в эмигрантских кругах некоего Осипа Эмильевича – фамилию его тогда не знал почти никто? О чем думается у величайшей из усыпальниц человечества? “Sic transit gloria mundi” – Прошла ли она для него? или – еще не наступила?

Отступление – не к месту

Отчего настроение называется паршивым – от парши, параши или пороши? Роса и росток – не один ли корень? Как не один ли корень истинности, истовости и истошности? Многих я об этом спрашивал, но никто – или почти никто – не хотел говорить со мной об этом, отмалчиваясь, отнекиваясь или отмахиваясь. (Кстати, может, и у этих один корень?) Читать дальше

| Обратно в приемную | Листы : 1 2

© 1991-1996, Пекин – Москва, Павел Максименко
© 2001, Выборг, верстка – poetman
© Картинка украдена с ViewImages.com
 
Хостинг от uCoz