Приемная . Путеводитель

Меля Ольникова

Июньский вечер расставаний

Переживания переносятся у всех по-разному. Степень чувствительности определяется врожденным набором качеств, воспитанием, полученным от родителей и, конечно, неизбежным влиянием нашего окружения в момент происходящего. Удивительна порой разница восприятия одного и того же события, значимого для каждого.

Этот вальс -- как символ юности

Утром, когда ночная прохлада ускользала под напором июньского солнца, лучи которого заливали мягким светом комнату, раздался звонок будильника. Было слишком рано и тихо, чтобы этот звон наполнил вибрацией весь большой дом и донесся до родительской спальни. Саша проснулся легко, будто просто прилег отдохнуть. Он трудно пережил эту ночь. Просыпаясь намного раньше будильника, он несколько раз проверял время, взволнованный предстающим днем. Сердце слышно билось в груди. Усталость из-за плохого сна уступала возбужденному ожиданию предстоящего события.

Мама вошла в комнату и распахнула светлые шторы. Комната, где жил юноша, незаконченно изменена из детской во взрослую: на обоях пестрели неумелые рисунки от руки, висел дартс, сердечки с стихами от девочек, грамоты за участие в олимпиадах, были разбросаны несколько пар сломанных очков и отдельно лежащие от них линзы. На полках беспорядочно лежали учебники по химии и рисованию, американские детективы, запыленные детские энциклопедии, диски, которые говорили о еще несформированном музыкальном вкусе. На спинках стульев висело бесчисленное множество спортивных футболок, под столом заброшенно валялся школьный портфель, которому суждено было теперь встретить свою старость. Возле картины, подаренной мной в день рождения брату, на вешалке ждал своего часа безупречно выглаженный костюм для выпускного бала. Все как прежде, все как будто шло своим чередом, так же звонко летали мухи и, жужжа, бились в окна, во дворе лаяли собаки, гудели вдалеке поезда, просыпался дом, и на кухне шипела на сковороде яичница.

Все предыдущие дни были заполнены важными делами: репетиции, покупка цветов и продуктов, запись фонограммы. Сколько подготовки, сколько суеты ради одного дня, ради важного завершающего момента в школьной жизни каждого ученика. День начался… Учителям в холодном месте стоят в воде цветы, с выражением у зеркала перечитываются слова, написанные на бумажке, чистятся туфли с особенным усердием. Отец сдержанно скрывает волнение, беспокойная мать даже не пытается его сдержать — она слишком эмоциональна. Я стараюсь успокоить всех и помогаю брату выбрать галстук, одновременно накладывая маме макияж, папа мешает и отвлекает на пустяки, все нервничают, бегают и машут руками. Отец замечает неправильно завязанный галстук на Саше и пытается завязать новый «двойной» узел. Мама испуганно указывает рукой в сторону окна, за которым на горизонте уже собрались густые дождевые тучи. Она жалобно произносит: «Только бы не пошел дождь!» Отец уверяет ее, что небо скоро распогодится. Выпускник дергается и злится, что он серьезно опаздывает. Мама наспех запихивает носовой платок в карман сыну и дает папе указания не забыть взять зонт и пластырь, я делаю в этот момент несколько кадров на память. Вся эта сцена проходит как в ускоренном режиме видеофильма.

Неудивительно, что по дороге в школу начинает накрапывать дождь; мы с мамой, глядя вражески на отца, пытаемся спрятаться под крыльями его пиджака, чтобы спасти прически. Мама натирает ноги новыми туфлями к середине пути, папа виновато, но все же стойко пытается оправдаться, почему он забыл зонтик и пластырь. Они неисправимо ссорятся по дороге несколько раз, я раздумываю, как все же накаляют обстановку в таких случаях несдержанность и паника; когда люди спешат, невыносимо трудно держать себя в руках, еще труднее удержаться от соблазна обвинить всех вокруг в том, что препятствия создаются нарочно и спланированно.

С пятнами от дождя на платьях, мозолями, рассыпающимися волосами из прически, рассерженные до предела, мы достигаем порога школы. Я беру родителей с обеих сторон под руки, и мы входим в душное фойе.

И вот мы сели на свои места. Занавес. Родители, родственники, учителя и жители городка наполнили битком зал. На первом почетном ряду, пестря красными лентами на груди, сидит выпуск одиннадцатого класса. Нервно крутясь, вскакивая, вертят головами, разглядывая гостей в зале, узнавая приятелей на задних рядах. Мальчишки им машут руками. Все напряжены, суетливы. Я помню их первый день в школе, первоклассники, как смешные цыплята, боясь отойти далеко, держали за руку маму, некоторые особенно смелые и шустрые бегали по классу, разглядывали рисунки на стенах и пачкались мелом возле доски. Девочки с огромными бантами прятались за букетами гладиолусов, молодая учительница пыталась организовать детей в коллектив, рассказать о правилах и построить на линейке. Напряженные молодые родители любовались с умилением на своих детей, которые жмурились от яркого сентябрьского солнца. Я тогда стояла в рядах восьмого класса. Хором смеялась вся школа, когда мой младший брат читал стихотворение про генерала, при этом не выговаривая букву «р». Практически ничего не изменилось. Всё те же действующие лица. Всё то же волнение. Только размер обуви стал в два раза больше и голова выше папиной.

Ведущий пригласил директора для вручения дипломов о среднем образовании. Высокие и стройные ребята вышли один за другим на сцену. Прозвучали поздравления и напутствия учителей. Я видела, как первая учительница еле сдерживала в себе волнение, подавляя накопившиеся слезы, как дрожали от тихого рыдания ее плечи. Громом зазвучала торжественная музыка, ноты прощального вальса раскатились по залу и пары прекрасных лебедей начали скользящие движения по кругу. Зал замер от восхищения, мурашки побежали по коже от восторга и наплыва чувств. Вечер достиг кульминационного момента. Нет сил было больше сдерживать эмоции и подавлять подступивший к горлу комок, слезы с каждым ударом музыки лились все сильней. Сердце сжималось от умиления, грусти, радости — все чувства смешивались и выливались в дрожащие крупные капли слез. Ничего особенного, подумала я, это случается в каждой семье, каждый год в школе, просто дети стали старше.

Для каждого родителя это просто невероятно — как десять лет пролетели за один день. Как вот эти сильные юноши и красивые девушки могут быть и такими взрослыми, и теми детками, которые открыто и преданно смотрели наивными глазами на мир, нуждаясь в постоянной защите, внимании и заботе. Столько счастья и гордости наполняют душу, все отзывается тоскливым эхом в прошлом, в молодости и свежести, в таком же озорстве и упорном жизнелюбии, в искренних чувствах, которые не успели пока разочаровать. Это их продолжение, их надежды и их мечты. Этот вальс, как символ юности, свободы и красоты, обозначил границу двух рубежей — поры детства и начала самостоятельной взрослой жизни. Красивый показ неумолимого течения времен, развития характера, становления личности и новой судьбы.

Места, где сидели родители, как очаг эмоциональной бури, накаляли воздух душного зала, они располагались в центре и можно было с любой стороны видеть, как эти мудрые в своем возрасте, добрые люди не прятали своих чувств, как всхлипывали мамы, не сводя влажных глаз со сцены; подняв голову, сидели отцы и кое-кто из них украдкой смахивал подкравшуюся слезинку на щеке и поправлял тугой узел галстука. Все они безустанно следили каждый за своим ребенком, провожая взглядом каждый раз, когда вновь мелькало родное лицо среди танцующих пар. Совершенно разные юные ребята, а наш казался самым лучшим. Как на сцене стало заметно, что он вырос. Я испытывала такую гордость, точно это моя собственная заслуга. Мне иногда хотелось вскочить с места и на весь зал кричать — это мой брат! Последние звуки вальса остановили движение и герои дня замерли в поклоне. Шум аплодисментов пронесся волнами по рядам. Торжественная часть вечера закончилась. Зрители поспешили к выходу на свежий воздух. Шелестящие букеты были вручены учителям. Выпускники выпорхнули шумной веселой гурьбой из актового зала праздновать начало взрослой жизни. Родители вышли из зала позже всех. Каждый их шаг сопровождался грустными вздохами.

Мы поспешили найти своего выпускника, я увидела взрослого красивого юношу, я обняла его и вновь расплакалась, вспоминая, как мама впервые позволила мне взять его на руки. Мы вышли на воздух. На улице, казалось, даже погода сердечно разделяла грусть, солнце сопереживало тоже и пряталось за легкие облака, воздух был пропитан этим значимым событием, ветер склонял ветви берез до земли, как будто приветствуя новое поколение. А молодежь дружно носилась вокруг школы с воздушными шарами, отпуская их в небо. И слова «дом родной покидая, не забывайте и спешите возвращаться» остались для одних памяткой, а для других — молитвой… для тех, кто будет верить и всегда ждать.

Приемная . Путеводитель

© Меля Ольникова yamochka2@yandex.ru
верстка — 17.07.2010

Хостинг от uCoz